Китая много не бывает
Раньше было проще: искусство — в музеях, товары — на прилавках. Теперь интереснее. Торговые дома проводят фестивали и выставки современного искусства. Большой бизнес повернулся лицом к горожанам. Придя в магазин и даже ничего не купив, можно уйти абсолютно счастливым. Например, из ЦУМа, где в июне в рамках Китайских недель пройдет выставка современных художников «Китай, вперед!»
Алла Вербер
Фэшн-директор ЦУМа
На сегодняшний день посетители Консерватории и музеев в Москве и завсегдатаи ЦУМа — разная публика. В отличие от Европы, где VIP-посетители «Хэрродса», например, одновременно и владельцы абонемента в оперу. Вы хотите поднять образовательный уровень своих клиентов?
Наша публика отличается от западной, которая заботится сначала о материальном достатке, а затем о духовном развитии. В России наоборот — духовное развитие и культурное образование предшествуют материальным ценностям и во многом являются гарантом достижения последних. Именно такие люди, воспитанные в русле русской культуры, являются клиентами и друзьями ЦУМа.
Современное искусство, как правило, критикует мир потребления, который ЦУМ и олицетворяет. Современные художники в ЦУМе — это провокация?
Выставки, представленные в ЦУМе, олицетворяют новейшие и наиболее актуальные тенденции мирового художественного сообщества. Именно такой тенденцией во всем мире сегодня считается Китай, современное искусство которого привлекает внимание мировых выставочных площадок и галерей, а также наиболее известных и уважаемых критиков и коллекционеров.
Понятно, что Китай — древнейшая цивилизация. Но сегодня это еще и мировая столица фейка. А ЦУМ — магазин, торгующий люксовыми брендами. Почему именно Китай?
Выставка призвана акцентировать внимание на своеобразии культуры Китая, исторических особенностях его развития и уникальной, столь не похожей на европейскую, ментальной основе работ современных китайских художников.
Есть примеры, когда вокруг торговых центров возникали целые фестивали. У ЦУМа нет такой идеи на будущее?
ЦУМ уже воплощал подобные идеи, представив, например, обширный обзор индийской культуры, а теперь — Китая. В будущем ЦУМ представит культуры Марокко, Японии, возможно, других стран, культурные традиции и историческое развитие которых окажутся в центре мировых модных тенденций.