Интервью: Леонид Барац («Квартет И»)
Почему в спектакле «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках» нет, как в «Дне радио» или «Дне выборов», истории, развивающей сюжет?
Нам не хотелось придумывать историй. Мы просто разговариваем напрямую со зрителями, чтобы они не вычитывали между строк какой-нибудь месседж.
Как возникли темы для этого разговора?
У нас накопилась масса интересных мыслей. Мы начали их записывать еще до спектакля «Быстрее, чем кролики» и пытались втиснуть в сюжет, а он их выталкивал. Пришлось придумать новый спектакль.
Вы действительно обижаетесь, что «Квартет И» не считают театром и не дают ему премий?
Рефлексия, звучащая в спектакле, уже в прошлом. Мы делаем свое дело, и нам наплевать — считают нас критики театром или нет. Даже если нам дадут премию, мы скорее всего не придем ее получать… Театр всегда был живым делом, а сейчас все так формализовалось… Знаете, был живой метод Станиславского, теперь все ставят спектакли «по методу», только хороших работ очень мало.
Есть ли в Москве хорошие спектакли? Понравилось ли вам что-нибудь в последнее время?
Не хочется говорить ничего плохого о коллегах. Меня порадовали недавние гастроли БДТ. Случаются интересные спектакли в Мастерской Петра Фоменко. Но это, скорее, театр для театра. Замечательные работы, но замкнутые сами в себе. Непонятно, для чего они сделаны.
Вы могли бы пригласить на постановку в «Квартет И» Фоменко, Фокина или кого-нибудь из известных режиссеров?
Боюсь, что это вопрос умозрительный.
Почему?
Никто не придет к нам ставить спектакль. А если придет, работа будет непростой, поскольку придется играть по чужим правилам. Мы по-другому репетируем: фразы «это слишком театрально» и «театральщина» для нас — негативные выражения.
А правда, что «Квартет И» участвовал в фестивале «Новая драма»?
Да, участвовал. Мы сыграли «День радио» в МХТ им. Чехова и показали его в Ярославле. Нам, естественно, не дали никакой премии. А потом на вечеринке, посвященной закрытию фестиваля, его участники говорили, что театр не может приносить доход. Это в любом случае убыточное мероприятие. А я слушал их и думал: «Сделайте хороший спектакль, вот и не будет убытка». Конечно, государственному театру нужны дотации, потому что он должен иметь право на эксперимент.
Ваши спектакли всегда окупаются?
Несомненно. Выпуская хорошие спектакли, театр может зарабатывать деньги.
Вам понравилось снимать кино?
В кино приятнее всего процесс работы. Например, снимая «День выборов», мы плыли на корабле и чудесно отдыхали. Доставляет удовольствие популярность, магия того, что тебя показывают на экране. Но играть гораздо интереснее в театре. Там ты проигрываешь всю пьесу от начала до конца, а в кино сначала снимают последнюю сцену, потом первую, потом то, что посередине. А актерам в основном приходится сидеть и ждать, пока поставят оборудование.
Что вы собираетесь делать дальше?
Мы собираемся написать сценарий нового кино. А в театре задумали сделать новый спектакль с Кортневым. Это будет острое политическое высказывание.