Экоеда против фастфуда
В Европе самый страшный съедобный враг эко-френдли-образа жизни — фастфуд: остаются тонны упаковки, которую нужно перерабатывать. Но фастфуд фастфуду рознь: нет ничего лучше фалафеля в Тель-Авиве. К тому же в России на первом плане другие проблемы: у нас просто нет хороших продуктов — все замороженное, с канцерогенами и консервантами. До недавнего времени в Москве нельзя было купить даже хорошего хлеба. Фермерскую еду часто везут из другого региона: возникает транспортировочный след (меньший, впрочем, чем для австралийского мяса).
Нам нужно больше мест, где торгуют качественными продуктами: сейчас есть или неприлично дорогие «Глобус Гурмэ» и «Азбука вкуса», или редкие рынки. В компанию к Дорогомиловскому, пятому этажу «Цветного» и «Лавке» в этом году, после инспекции мэра Собянина, добавился Даниловский — не такой дорогой, но такой же прекрасный. ООН докладывает, что в мире каждый год пропадает 1,3 млрд тонн продуктов. Развитые страны выбрасывают из-за того, что плохо продумывают меню, — в Германии существует движение, участники которого, обеспеченные люди, принципиально питаются качественной едой из помойки — тем самым, кстати, отнимая доход у мусоросборочных компаний. Мы же выбрасываем просто оттого, что некачественные продукты быстро портятся.
Буйный фермер
Жозе Бове, французский интеллигент, переквалифицировавшийся в фермера, прславился, разрушив в 2003-м «Макдоналдс». Бове пригнал сельхозтехнику и демонтировал вражеское здание. После чего провел за решеткой полгода. В 2007-м он участвовал в президентских выборах и набрал 1,3% голосов.
Эко-авоська
Захватите на рынок вместо пластикового пакета.
Фермеры-отельеры
Немецкие фермеры предлагаптицефермы на острове Рюген Хольгера Кляйве, есть не только номера для отдыха, но и магазин, торгующий продукцией фермы, и ресторан.
Андрей Куспиц, партнер гастрономического клуба Le Bon Gout:
«В Европе есть супермаркеты, есть гипермаркеты, а есть мясная лавка и булочная — в каждом квартале. В Москве этого очень не хватает. По всему миру, как только приезжают русские, для них открываются магазины, где начинают продавать домашние соленья, пельмени. То же самое мы делаем здесь, только для французов. Мы стремимся использовать мясо, не содержащее антибиотиков и веществ, стимулирующих рост. Мы хотим налаживать производство мягких колбас и сосисок. Люди покупают у нас то, чего не могут найти в магазинах. Так что сейчас мы решили сосредоточиться именно на этом: готовые блюда, мясные деликатесы, хлеб. Решили сделать несколько живых точек. В марте мы открываем точку на Дорогомиловском рынке. Наш проект меняется. Нам надо быть более коммерческими».