«Противостояние художника и куратора будет всегда»
— Нужны ли нам так сильно новые кураторы?
— Конечно, нужны: все, кто в состоянии предъявить набор навыков и непримиримую любовь к искусству, — нарасхват. У нас кадровый голод, по большому счету — работать некому. К тому же хороший куратор сам создает себе рабочее место.
— Тем более что в отечественных музеях мест для них пока нет…
— Наши музеи просто пока не знают, что им нужны кураторы, но так будет не всегда. Рано или поздно ситуация изменится. В этом нет сомнений. А пока победители конкурса, прошедшие стажировку в европейских музеях и галереях, в основном ориентированы на современное искусство. Мы предлагали участвовать и молодежи из Третьяковской галереи, например. Я не входила в жюри и не знаю, подавали ли они свои заявки, но в результате в финальном списке оказались только те, кто работает в полевых условиях современного искусства. Возможно, из-за того, что одним из условий конкурса было наличие реализованных проектов, а молодым и амбициозным кураторам из российских музеев трудно похвастать уже сделанными выставками.
— До сих пор большая часть кураторов у нас самоучки.
— Мы все учились по цеховому принципу — знания передавались от мастера к подмастерью, действовали вслепую, перенимая в том числе и ошибки учителей. Хорошо, что многие мои ровесники получили опыт работы в западных музеях, — там мы смогли увидеть, какие ошибки делаем. У следующего поколения уже появилась возможность получать знания и опыт в отлаженной институциональной системе.
— Что вам кажется самым важным результатом стажировок?
— Знаете, мы делали выставку не для того, чтобы похвастать, «как провели лето». Задача была показать не только обретенный профессиональный опыт организации экспозиционного пространства, но и опыт взросления, умение думать.
— Кого-то из этих ребят вы бы взяли на работу?
— Я бы с удовольствием пригласила любого, но все они уже работают, причем четверо в других городах — в Петербурге, Красноярске, Калининграде, Нижнем Новгороде.
— Что самое важное в профессии куратора?
— Как завещал нам великий Харальд Зееман, куратор — это не только менеджер, но и человек, у которого есть и право, и талант располагать произведения искусства так, чтобы зритель воспринял не только идеи собранных на выставке художников, но и его собственное сообщение.
— Никто не сомневается так часто в необходимости куратора, как художники.
— Противостояние художника и куратора будет всегда: даже самого Зеемана критиковали его любимые авторы. Но, с моей точки зрения, куратор все-таки нужен. Название этой профессии происходит от латинского слова «curare» — «заботиться». Вот куратор и заботится — об искусстве и о художниках. Часто именно благодаря куратору художник понимает, кем он является в контексте истории, в более широком кругу событий и имен (хотя никогда не признается в этом публично).
— Но иногда ведь забота и вред приносит.
— Бывает и такое. В нашей профессии, как и в любой другой, нужны талантливые, умные люди. А это редкость.