«Маска Плюс»
Вербатим становится популярным жанром в провинциальных театрах. Во многом столичными усилиями. Проект «Живому театру — живого автора» придуман в Москве. Группы драматургов выезжают на места, записывают рассказы местных жителей на заданную тему, отбирают подходящие и формируют документальную пьесу, которую ставят в местном театре. Всем хорошо. Жителям любопытно стать героями спектакля, и они всегда готовы рассказать то, что от них хотят услышать. Театр приобретает новых зрителей на родине и внимание столичных фестивалей. А главное — открывается новая правда жизни, иногда весьма занимательно разыгранная.
На «Маске Плюс» в рамках программы «Новая пьеса» покажут несколько удачных «правд». «Горько!» (Драматический театр, Прокопьевск, и Творческое объединение «КультПроект», Москва) — собирательный портрет шахтерского города Прокопьевска, который складывается из рассказов людей, регистрирующих в загсе главные события своей жизни: рождение, свадьбы, смерть.
«Плюс-минус двадцать» (Театр Марка Вайля «Ильхом», Гете Институт в Узбекистане, Ташкент, и Творческое объединение «КультПроект», Москва) — коллективные размышления жителей Узбекистана на тему «Мир, в котором больше нет СССР». Кировская драматическая лаборатория Бориса Павловича привозит собственный вербатим.
«Я (не) уеду из Кирова» (Театр «На Спасской», Киров) — объяснения школьников, почему они не видят своего будущего в родном городе. И «Моя война» (Драматическая лаборатория Бориса Павловича, Киров) — реальный рассказ Сергея Берзина о том, как он обнаружил в собственной сумке скелет солдата, погибшего в 1943 году. Получилась пьеса-диспут о войне. Конечно, все эти «документы», а особенно их отбор — личное мнение создателей спектакля.
Поверит или нет в них как в абсолютную правду зритель — зависит от убедительности исполнения. А вот что заставляет нас верить в высшие силы, попыталась разобраться в своей последней пьесе «Язычники» погибшая при теракте в Домодедово драматург Анна Яблонская. В тексте сквозит какая-то личная обида на церковь, использующую веру для утверждения собственной власти и обогащения. Мать-кликуша бросила некогда сына ради бесконечных паломничеств. И вдруг сваливается как снег на голову ему и его семье в самый подходящий момент: сам он безработный, его жена — неудачливый замотавшийся мелкий риелтор, дочь вдруг вздумала топиться. Богомолка пристраивает родителей к церковному делу, а внучку желает насильно покрестить и бесов из нее изгнать. Девочка выпрыгивает из окна. Режиссер Вера Попова — выпускница мастерской Сергея Женовача — в своем спектакле (Театр драмы, Прокопьевск) пеняет не столько на церковь, сколько на самих героев, готовых переложить ответственность за собственные неудачи на кого угодно. Надеясь на божью помощь, кланяясь то иконам, то тотемам, они боятся и не умеют просто сесть и поговорить с собственным ребенком: случилось-то что? Зрелище получилось жесткое, смешное и очень убедительное. А в «Театре. doc» на этой неделе выходит собственная премьера по этой пьесе (сб 10 марта, 20.00). И в ней режиссер Валерия Суркова готова предложить антиклерикальную сатиру. Посмотрим, сумеет ли она заставить зрителей поверить, что во всем виновата церковь.