Стиль “Комплисите”
"Театр де Комплисите" коллектив исключительный. Основанный в 1983 году Саймоном МакБерни совместно с Анабел Арден и Марчелло Маньи, ансамбль объединил исполнителей и художников со всего мира. На фоне британской театральной жизни 80-х "Комплисите" был самой авангардистской труппой, которая создавала собственные либретто, использовала хореографию, музыку, кинопроекцию, акробатические трюки, а не просто иллюстрировала драматический текст. Сценой для оригинального зрелища становились заброшенные заводские цеха.
Сейчас, спустя двадцать лет удач, находок и открытий, "Комплисите" одна из лучших трупп в мире. Ранние спектакли театра затрагивали социальные темы, которые могли показаться не столь значительными, однако волновали обывателей, среди которых случаются заядлые театралы. Труппа, то серьезно, то с юмором анализировала такие аспекты обычной жизни, как престижный отдых на море, тяготы траура, ритуалы, без которых немыслимо Рождество, культ еды и многое другое. Эти работы 80-х до сих пор нравятся публике.
Один из первых спектаклей, "Опоздав на минуту" (1984), был вновь показан этой весной в лондонском Национальном Королевском театре. Так "Комплисите" отпраздновал свое совершеннолетие 21-й день рождения коллектива. Место действия спектакля кладбище, обитель скорби. Здесь люди прощаются со своими близкими или в глубокой грусти навещают их могилы. Спектакль балансирует на грани трагедии и гротеска, заставляя зрителей смеяться и размышлять над неловкими, но необходимыми попытками человека примириться с чувством утраты и одиночеством. На пустой сцене значимыми становятся каждый жест и шаг, они обозначают предмет или место действия, подчеркивая условность постановки: это может происходить где и когда угодно. Театр не обозначает ни времени, ни места действия. Такой прием характерен для многих спектаклей "Комплисите", он переносит зрителя в пространство, свободное от конкретики.
Театр нельзя упрекнуть в политической ангажированности, но его позиция ясна и определенна. Пример тому спектакль "Генуя 01" о демонстрациях протеста во время встреч "большой восьмерки" в этом итальянском городе или постановка "Меры за меру" Шекспира, совпавшая по времени с войной в Ираке.
Спектакль "Улица крокодилов" рассказывал о жизни польского писателя Бруно Шульца. С ним "Комплисите" впервые выступал в России в 1992 году на сцене Театра на Таганке. После этих гастролей коллектив поставил свой первый спектакль, основанный на русском материале, "Из дома вышел человек…" (1994) по произведениям Даниила Хармса, отрывки из которых театр перемежал эпизодами жизни писателя.
Танец, музыка и цирковые трюки здесь были объединены в стиле таганковских спектаклей 70-х. Но творение "Комплисите" гораздо более поэтично и менее политизировано: в страданиях Хармса обвинялось не государство, враждебно относившееся к художнику. Вместо поиска виновного театр исследовал тонкое чувство юмора, с которым автор пытался ускользнуть от системы, в конечном счете на работу русского сюрреалиста и детского автора". Слово "музыкальный" здесь очень важно: музыку для спектакля написал Джерард МакБерни, старший брат художественного руководителя труппы "Комплисите". Джерард композитор, еще в советские времена стажировался в Московской консерватории, помогал восстанавливать композиции Дмитрия Шостаковича для мюзик-холла.
Спустя десять лет театр вернулся к русской теме. За эти годы "Комплисите" подтвердил свою мировую славу спектаклями "Стулья" Ионеско и великолепным Mnemonic. Первый результат сотрудничества с известными аниматорами братьями Квай. В своих мультфильмах- например в "Улице крокодилов" (1986) они создают своеобразный, порой жуткий мир подавляемых детских фантазий. Во втором спектакле исследуется значение памяти научные открытия (такие, как найденный несколько лет назад в Австрии труп "ледяного человека"), сложные экономические проблемы сегодняшнего дня, опыт эмигрантов, которые, покинув родину, не желают рвать с прошлым.
В создании "Шума времени" (2000-2002), посвященного Дмитрию Шостаковичу, участвовал Джерард МакБерни, блестящий знаток его творчества. Музыка Шостаковича признана всем миром, но его жизнь и личность до сих пор вызывают неоднозначные оценки. Кто-то называет его образцовым коммунистом, который пожертвовал принципами ради социального статуса. Кто-то видит в нем озлобленного человека, смирившегося с судьбой, не в силах противостоять бессердечию эпохи.
Речь в "Шуме времени" идет о тех временах, когда звонок Сталина (которого ждал и композитор) грозил смертельным приговором. На сцене читают письма Шостаковича, на экран проецируются фотографии, из репродуктора доносятся звуки его музыки, и зритель проникается настроениями тревожной эпохи. Внутренний конфликт героя и столкновение с разрушающей его средой переданы на сцене через дефрагментацию, разложение и освобождение от телесности. Шостакович и окружающие его персонажи превращаются в фантомы. Складывается впечатление, что костюмы и туфли двигаются независимо от актеров, исчезающих в равнодушном и бесчеловечном пространстве "века-волкодава".
Обозреватель "Нью-Йорк Таймс" Бен Брантли:
Музыка возникает из темноты, а струны превратились в тени. На сцене восемь человек, четверо музыканты "Эмерсон-квартета", еще четверо подвижные фигуры в строгих костюмах, они анонимны под стать аккуратно одетым мужчинам с картин Магритта.
Действие датировано началом 60-х. По радио передают, как Юрий Гагарин в космосе напевает мелодию Шостаковича. И тут же звучит трагическая музыка Пятнадцатого квартета, написанная композитором в 1974 году, незадолго до смерти. Звучание квартета становится не фоном для действия, но активнейшим его участником. "Получился спектакль, в котором театр служит музыке", говорит художественный руководитель "Комплисите" Саймон МакБерни.
"Шум времени" не иллюстрирует жизнь композитора, а предлагает свою поэтическую версию его творчества, душевных исканий и времени. Саймон МакБерни находит новые приемы, не предавая своего стиля, но и не делая из него клише.
ШЕСТЬ ФАКТОВ О "КОМПЛИСИТЕ"
1. Создали "Комплисите" его нынешний художественный руководитель Саймон МакБерни, режиссеры Анабел Арден и Марчелло Маньи случилось это в 1983 году, и первые представления современники называли "шоу для привилегированных любителей". Сегодня пол-Англии были бы рады причислить себя к поклонникам "любительского" стиля театра.
2. Саймон МакБерни, движущая сила созданного им театра и неутомимый фантазер, учился в Кембридже и практиковался в Париже у французского мима-гуру Жака Лекока, что наложило на него глубокий отпечаток. Кроме Лекока в судьбе МакБерни большую роль сыграли детские воспоминания: его мать устраивала кукольные представления, и МакБерни решил, что у каждого, если он того захочет, может быть собственный театр.
3. В Нью-Йорке МакБерни поставил "Карьеру Артуро Уи" Бертольда Брехта с Аль Пачино в главной роли. В кино МакБерни известен благодаря "Онегину" Марты Файнз и "Кафке" Стивена Содерберга.
4. Первые представления "Комплисите" можно расценить как странные прививки восточноевропейской культуры британскому театру. Благодаря МакБерни и его однокашникам (все трое учились у Лекока) Великобритания поближе узнала Даниила Хармса, Всеволода Мейерхольда, Бруно Шульца и Тадеуша Кантора.
5. Затрудняясь в описании своих спектаклей, идеологи "Комплисите" отсылают любопытствующих в Лондонский театральный музей за подробностями. В целом их заключение звучит так: "серия экстраординарных и интригующих коллизий", для которых актеры и режиссеры используют все, что под руку попадется, собственные воспоминания, музыку, мультимедиа, кинофрагменты (как в "Шуме времени") и заброшенные теплостанции в качестве площадок. "Комплисите" "это больше, чем театр, это состояние ума".
6. На официальном сайте театра "Комплисите" значится следующее: "К сожалению, мы не одобряем попыток взять интервью у Саймона МакБерни или других сотрудников театра. Ответы на все возможные и неизменно повторяющиеся вопросы вы можете найти на нашем сайте". Все репетиции "Комплисите" закрыты для посторонних для соблюдения необходимой степени сосредоточенности и достижения максимальной близости. Увы, не к зрителям.