Стиль "Комплисите" | Театр | Time Out

Стиль “Комплисите”

  4 июля 2005
7 мин
Стиль “Комплисите”
Со спектаклем о Шостаковиче «Шум времени» из Лондона в Москву едет «Театр де Комплисите». Time Out интересуется более чем двадцатилетней историей труппы, уникальной не только для Британии, но и для мировой сцены.

"Театр де Комплисите" — коллектив исключительный. Основанный в 1983 году Саймоном МакБерни совместно с Анабел Арден и Марчелло Маньи, ансамбль объединил исполнителей и художников со всего мира. На фоне британской театральной жизни 80-х "Комплисите" был самой авангардистской труппой, которая создавала собственные либретто, использовала хореографию, музыку, кинопроекцию, акробатические трюки, а не просто иллюстрировала драматический текст. Сценой для оригинального зрелища становились заброшенные заводские цеха.

Сейчас, спустя двадцать лет удач, находок и открытий, "Комплисите" — одна из лучших трупп в мире. Ранние спектакли театра затрагивали социальные темы, которые могли показаться не столь значительными, однако волновали обывателей, среди которых случаются заядлые театралы. Труппа, то серьезно, то с юмором анализировала такие аспекты обычной жизни, как престижный отдых на море, тяготы траура, ритуалы, без которых немыслимо Рождество, культ еды и многое другое. Эти работы 80-х до сих пор нравятся публике.

Один из первых спектаклей, "Опоздав на минуту" (1984), был вновь показан этой весной в лондонском Национальном Королевском театре. Так "Комплисите" отпраздновал свое совершеннолетие — 21-й день рождения коллектива. Место действия спектакля — кладбище, обитель скорби. Здесь люди прощаются со своими близкими или в глубокой грусти навещают их могилы. Спектакль балансирует на грани трагедии и гротеска, заставляя зрителей смеяться и размышлять над неловкими, но необходимыми попытками человека примириться с чувством утраты и одиночеством. На пустой сцене значимыми становятся каждый жест и шаг, они обозначают предмет или место действия, подчеркивая условность постановки: это может происходить где и когда угодно. Театр не обозначает ни времени, ни места действия. Такой прием характерен для многих спектаклей "Комплисите", он переносит зрителя в пространство, свободное от конкретики.

Театр нельзя упрекнуть в политической ангажированности, но его позиция ясна и определенна. Пример тому — спектакль "Генуя 01" о демонстрациях протеста во время встреч "большой восьмерки" в этом итальянском городе или постановка "Меры за меру" Шекспира, совпавшая по времени с войной в Ираке.

Спектакль "Улица крокодилов" рассказывал о жизни польского писателя Бруно Шульца. С ним "Комплисите" впервые выступал в России в 1992 году на сцене Театра на Таганке. После этих гастролей коллектив поставил свой первый спектакль, основанный на русском материале, — "Из дома вышел человек…" (1994) по произведениям Даниила Хармса, отрывки из которых театр перемежал эпизодами жизни писателя.

Танец, музыка и цирковые трюки здесь были объединены в стиле таганковских спектаклей 70-х. Но творение "Комплисите" гораздо более поэтично и менее политизировано: в страданиях Хармса обвинялось не государство, враждебно относившееся к художнику. Вместо поиска виновного театр исследовал тонкое чувство юмора, с которым автор пытался ускользнуть от системы, в конечном счете на работу русского сюрреалиста и детского автора". Слово "музыкальный" здесь очень важно: музыку для спектакля написал Джерард МакБерни, старший брат художественного руководителя труппы "Комплисите". Джерард — композитор, еще в советские времена стажировался в Московской консерватории, помогал восстанавливать композиции Дмитрия Шостаковича для мюзик-холла.

Спустя десять лет театр вернулся к русской теме. За эти годы "Комплисите" подтвердил свою мировую славу спектаклями "Стулья" Ионеско и великолепным Mnemonic. Первый — результат сотрудничества с известными аниматорами братьями Квай. В своих мультфильмах- например в "Улице крокодилов" (1986) — они создают своеобразный, порой жуткий мир подавляемых детских фантазий. Во втором спектакле исследуется значение памяти — научные открытия (такие, как найденный несколько лет назад в Австрии труп "ледяного человека"), сложные экономические проблемы сегодняшнего дня, опыт эмигрантов, которые, покинув родину, не желают рвать с прошлым.

В создании "Шума времени" (2000-2002), посвященного Дмитрию Шостаковичу, участвовал Джерард МакБерни, блестящий знаток его творчества. Музыка Шостаковича признана всем миром, но его жизнь и личность до сих пор вызывают неоднозначные оценки. Кто-то называет его образцовым коммунистом, который пожертвовал принципами ради социального статуса. Кто-то видит в нем озлобленного человека, смирившегося с судьбой, не в силах противостоять бессердечию эпохи.

Речь в "Шуме времени" идет о тех временах, когда звонок Сталина (которого ждал и композитор) грозил смертельным приговором. На сцене читают письма Шостаковича, на экран проецируются фотографии, из репродуктора доносятся звуки его музыки, и зритель проникается настроениями тревожной эпохи. Внутренний конфликт героя и столкновение с разрушающей его средой переданы на сцене через дефрагментацию, разложение и освобождение от телесности. Шостакович и окружающие его персонажи превращаются в фантомы. Складывается впечатление, что костюмы и туфли двигаются независимо от актеров, исчезающих в равнодушном и бесчеловечном пространстве "века-волкодава".

Обозреватель "Нью-Йорк Таймс" Бен Брантли:
Музыка возникает из темноты, а струны превратились в тени. На сцене восемь человек, четверо — музыканты "Эмерсон-квартета", еще четверо — подвижные фигуры в строгих костюмах, они анонимны под стать аккуратно одетым мужчинам с картин Магритта.

Действие датировано началом 60-х. По радио передают, как Юрий Гагарин в космосе напевает мелодию Шостаковича. И тут же звучит трагическая музыка Пятнадцатого квартета, написанная композитором в 1974 году, незадолго до смерти. Звучание квартета становится не фоном для действия, но активнейшим его участником. "Получился спектакль, в котором театр служит музыке", — говорит художественный руководитель "Комплисите" Саймон МакБерни.

"Шум времени" не иллюстрирует жизнь композитора, а предлагает свою — поэтическую — версию его творчества, душевных исканий и времени. Саймон МакБерни находит новые приемы, не предавая своего стиля, но и не делая из него клише.

ШЕСТЬ ФАКТОВ О "КОМПЛИСИТЕ"

1. Создали "Комплисите" его нынешний художественный руководитель Саймон МакБерни, режиссеры Анабел Арден и Марчелло Маньи — случилось это в 1983 году, и первые представления современники называли "шоу для привилегированных любителей". Сегодня пол-Англии были бы рады причислить себя к поклонникам "любительского" стиля театра.

2. Саймон МакБерни, движущая сила созданного им театра и неутомимый фантазер, учился в Кембридже и практиковался в Париже у французского мима-гуру Жака Лекока, что наложило на него глубокий отпечаток. Кроме Лекока в судьбе МакБерни большую роль сыграли детские воспоминания: его мать устраивала кукольные представления, и МакБерни решил, что у каждого, если он того захочет, может быть собственный театр.

3. В Нью-Йорке МакБерни поставил "Карьеру Артуро Уи" Бертольда Брехта с Аль Пачино в главной роли. В кино МакБерни известен благодаря "Онегину" Марты Файнз и "Кафке" Стивена Содерберга.

4. Первые представления "Комплисите" можно расценить как странные прививки восточноевропейской культуры британскому театру. Благодаря МакБерни и его однокашникам (все трое учились у Лекока) Великобритания поближе узнала Даниила Хармса, Всеволода Мейерхольда, Бруно Шульца и Тадеуша Кантора.

5. Затрудняясь в описании своих спектаклей, идеологи "Комплисите" отсылают любопытствующих в Лондонский театральный музей за подробностями. В целом их заключение звучит так: "серия экстраординарных и интригующих коллизий", для которых актеры и режиссеры используют все, что под руку попадется, — собственные воспоминания, музыку, мультимедиа, кинофрагменты (как в "Шуме времени") и заброшенные теплостанции в качестве площадок. "Комплисите" — "это больше, чем театр, это — состояние ума".

6. На официальном сайте театра "Комплисите" значится следующее: "К сожалению, мы не одобряем попыток взять интервью у Саймона МакБерни или других сотрудников театра. Ответы на все возможные и неизменно повторяющиеся вопросы вы можете найти на нашем сайте". Все репетиции "Комплисите" закрыты для посторонних для соблюдения необходимой степени сосредоточенности и достижения максимальной близости. Увы, не к зрителям.