В.А.Теляковский, «Дневники директора императорских театров. 1906-1909»
Сидят сотрудницы НИИ Искусствознания, разбирают старые тетради Теляковского, раз в три года выпускают в издательстве «Артист. Режиссер. Театр» очередную книжку «Дневников» (эта по счету четвертая). Том огромный (девятьсот страниц), шрифт не особенно крупный, картинки ни одной. Только для историков театра? Вовсе нет. То есть для того, чтобы получить настоящее удовольствие от чтения, кое-что читателю про театр надо знать — кто такие были Станиславский и Айседора Дункан, Кшесинская и Мейерхольд. Но этих персонажей, в общем, все знают. А менее известные люди, упоминающиеся в «Дневниках» — чиновники театральных контор в Москве и Петербурге — не все ли равно, как их звали? Важна сама атмосфера театрального быта, тщательно зафиксированная в записях господина директора.
Теляковский — полковник кавалерии, которого государь поставил управлять Императорскими театрами (Большой и Малый в Москве, Мариинка и Михайловский в Питере) – пытается в бурную, дикую, лживую жизнь театров внести хоть какую-то упорядоченность: договорную, денежную, личную. К моменту начала записей этого тома он на этой должности уже десять лет — и все привыкнуть к театру не может. Его по-прежнему удивляет, что ему врут в глаза; что подчиненные (люди искусства!) берут взятки; что артисты стремятся одновременно получить казенную надбавку и сбежать на халтуру. Про актрису, хвастающуюся ему успехом у мужчин, запишет «Поведение довольно странное для барышни хорошей семьи и невесты». Он, усмехаясь, вспоминает пожилую баронессу, поинтересовавшуюся у него, можно ли отпустить дочь смотреть пьесу Дюма-сына (дочери меж тем 39 лет). Порой, когда его подставляют, срывается (в дневнике) и тогда появляются выражения кавалерийские – «итальяшка», «жидовская пресса». Но наступает новый день — и он снова двигает театр вперед, расчищая рутинные дела и заботясь о привлечении на императорскую сцену талантливых людей. Совершенно потрясающее чтение.