Судьба картин
Открывшаяся на прошлой неделе в Третьяковской галерее на Крымском Валу персональная выставка Константина Коровина пользуется невероятной популярностью. TimeOut побеседовал с ее куратором, Ольгой Дмитриевной Атрощенко, и выяснил, как собирались экспонаты и какие из них можно назвать главными.
Куратор Ольга Дмитриевна Атрощенко на открытии выставки Константина Коровина.
— Как получилось, что Третьяковской галерее хранится так много работ Коровина?
— Хотя основатель галереи, Павел Михайлович Третьяков, предпочитал художников предшествующего поколения, из коровинских работ он приобрел некоторые «Северные этюды», написанные художником во время поездки в 1894 году. В целом, в галерее богатейшее собрание работ Коровина, прекрасная коллекция, где-то 117 произведений разного периода творчества. Основная часть пришла уже в советское время из бывшего собрания Ивана Абрамовича Морозова. У Коровина были с ним близкие отношения, и тот часто приобретал его работы. Вещи попадали и из собрания Остроухова, из коллекции Гиршмана. Приходили и из других коллекций в более поздний период.
— Что попало в галерею самым сложным путем?
— В 1961 году поступили декоративные панно, выполненные для выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году, которые раньше принадлежали Савве Мамонтову. Потом они украшали вестибюль Ярославского вокзала. Но когда его начали ремонтировать, их свернули в рулон, убрали с глаз долой и забыли о них. Они так пролежали лет десять-пятнадцать. Потом их обнаружили и передали нам. Но они оказались в состоянии, требующем реставрации. Для выставки мы смогли привести в порядок только 4 панно из 10. Реставрация всех — слишком дорогой проект и, вдобавок, очень долгий и сложный. Например, панно «Северное сияние» написано в таких тонких градациях цветов и оттенков синих пигментов, что реставраторы пока не рискнули взяться за эту задачу. Тем не менее, зрители могут увидеть недостающие панно на мониторе, рядом с выставленными четырьмя.
— Как много из коровинских работ, представленных на выставке, обычно спрятано в фондах ГТГ?
— Как правило, в постоянной экспозиции в «Коровинском зале» выставлено около тридцати работ. Это третья часть того, что хранится в музее. На выставке мы также представили не все его произведения из наших фондов, только лучшее. Пришлось потесниться, чтобы дать место вещам из провинциальных музеев, которые не менее интересны.
— На что вы рекомендуете зрителю обратить внимание в первую очередь?
— Меня часто спрашивают, какая коровинская работа на выставке «главная». Ответить на этот вопрос трудно.. В его вещах первенствует сама живопись, а не сюжет. Он не работал исключительно ради сюжета. Виртуозный, артистический мазок, сияющая живопись – вот что прежде всего потрясает в картинах Коровина. Почти каждая работа, даже самая незначительная, обладает этим качеством. Спрашивают меня также про мое «любимое» произведение. Одну-единственную картину я назвать не могу. Я предпочитаю ранний период его творчества, мне нравится спокойная живопись этого периода, размеренное письмо, гладкий мазок, но при этом и красочность. Позже его манера изменилась — в 1900-х годах он начал работать иначе. Стал писать намного более яркими красками, класть краски не тонким ровным слоем, а густо, фактурными мазками.
— С чем связан это изменение? Это духовный перелом или творческий поиск?
Это и поиск, и особенности творческого метода. Если в начале он присматривался к творчеству своих учителей, Поленова и Саврасова, то дальше шло закономерное развитие. Важным, конечно, было, что с 1885 года он начинает работать как театральный художник. Это ведь требовало совершенно иных творческих решений. Когда Коровин пришел в театр к Савве Мамонтову и стал размышлять о предстоящей работе, то невольно пришел в недоумение. «Как же так, какую лестницу надо поставить? Какую кисть взять для этого огромного холста?». В театральной мастерской оказалось, что холст для декорации действительно большой, но его стелят на полу, что намного удобней. Кисти, и правда, гигантские, зато и краски — не в тюбиках, а в ведрах. На таких крупных объемах он раскрепостился, разработал свою руку.
— Судьба наследия Коровина за границей сложилась печально?
— Ну, это же был уже совсем другой период его творчества. Позади остался пик его славы, время, когда он был засыпан заказами, когда за его картинами охотились коллекционеры до такой степени, что появились подделки. А когда он поселился в Париже, он был уже не молод, ему пришлось начинать все с нуля. Семья находилась в бедственном положении, все были нездоровы. В это время Коровин по-прежнему писал, но продавать работы было все сложнее. Его творчество после революции уже не было столь популярным. У него сохранились театральные заказы, что было большим подспорьем. Он писал картины-миниатюры на тему ночного Парижа, русской деревни. Эти вещи продавались очень дешево.
— Что случилось после смерти художника?
— Его сын был инвалидом и ради его лечения Коровин в свое время уехал из России. Коровин-младший также работал художником (не очень удачливо), трудился для театра. После смерти отца он остался вдвоем с матерью. Распродавал понемногу унаследованные картины. Увы, он обладал болезненной психикой, несколько раз пытался покончить с собой еще при жизни Коровина. В 1950-м, через три года после смерти матери, которая хоть как-то его поддерживала, он ушел из жизни. После него остался сын, был и внук. Но где сейчас живут потомки Коровина, я затрудняюсь сказать. Во всяком случае, никакого интереса к наследию предка они не проявили, и мы не задавались целью их найти. У нас никаких сведений нет.