«Золотая маска» на этой неделе
Неоднократные номинанты и лауреаты премии «Золотая маска» — два художника-перформансиста Максим Исаев и Павел Семченко, составляющие знаменитый Русский инженерный театр АХЕ, уже больше десяти лет попадает в особую номинацию, которая прежде называлась «Новация», а теперь — «Экперимент». Прежде чем попасть в Rнигу рекордов Гиннеcса по количеству лет, которое они, делая одно и то же, считаются новаторами, ахейцы решили поиздеваться над самыми известными новациями научной мысли ХХ века. «Депо гениальных заблуждений» (Русский инженерный театр АХЕ, Санкт-Петербург, в Центре дизайна Artplay) — это девять «ассоциативно-пространственных» моделей, представляющих научные теории мироустройства, которые весь ХХ век были общепризнанными, а теперь опровергнуты (например теории «антиматерии» и «большого взрыва»). Вокруг каждого объекта разыгрывается мини-перформанс — милое ехидство сразу в девяти вариантах.
Еще одну череду парадоксов тоже привезли из Питера. «Вероятно, чаепитие состоится» (Театр-студия Karlsson Haus, Санкт-Петербург, на сцене «Под крышей», Театр им. Моссовета) — моментально сменяющие друг друга живые картинки по мотивам путешествия Алисы по шахматной доске со многими известными по книгам Льюиса Кэррола остановками.
Последние годы «Маска» не обходится без спектаклей питерского режиссера Льва Эренбурга, который, благодаря во многом именно этому конкурсу, стал буквально нарасхват не только в провинции (за «Грозу» в Магнитогорской драме он «Маску» в 2009 году получил), но и в столицах. Только что вышла вторая его премьера в МХТ им. А. П. Чехова «Преступление и наказание». Номинантом этого фестиваля стала его версия чеховских «Трех сестер» (Небольшой драматический театр, Санкт-Петербург, на Малой сцене МХТ им. А. П. Чехова) в собственном театре — нервная, шебутная жизнь на бивуаке, где все временно и в этом неизменно. Сам режиссер так объясняет свой выбор именно этой классической пьесы: «В «Трех сестрах» Чехов нескончаемо жестоко говорит о способности человека обманываться, о том, как он обманывает себя и других».
Из Питера и еще один лауреат «Маски» прошлых лет — режиссер Григорий Дитятковский. Он покажет спектакль по пьесе Александра Островского «Без вины виноваты» (Театр юного зрителя, Екатеринбург, на сцене РАМТа). От душещипательной истории обретения матерью потерянного сына здесь ничего не оставлено. Вернее, этот сюжет стал еще одной ролью популярной актрисы, которую она разыгрывает в жизни, чтобы придать своему имиджу модную страдательность. Что делать с внезапно материализовавшимся сыном, она пока не знает.
Пермский режиссер Сергей Федотов привозит спектакли своего театра «У моста» в Москву иногда по два раза в сезон. Выпустил уже в Театре на Таганке авторскую копию одной из них — «Калека с Инишмана». И все благодаря ирландцу Мартину МакДонаху, пьесы которого он чуть ли ни из под пера у автора вытаскивает. «Безрукий из Спокэна» (Театр «У Моста», Пермь, на сцене ТЦ «На Страстном») только пока на Бродвее сыгран и вот у нас в Перми. Жанр истории про калеку-маньяка, который всю жизнь мстит за отрезанную руку и пытается ее себе вернуть, определен как психологический комикс. Теперь и москвичам придется решать: смеяться или плакать по этому поводу.