Фестиваль театров Европы
Фестиваль театров Европы — бродячий. Его проводит всякий раз на новом месте уважаемая организация, созданная в 1990 году и финансируемая Евросоюзом, — Союз театров Европы. В романтический период радости всяческих объединений решили, что ведущие театры Европы, гастроли которых в странах-соседях стоят немалых денег, объединят финансовые и административные ресурсы, чтобы с комфортом наносить друг другу официальные визиты. В эту организацию вошли самые известные на тот момент театры стран – членов Евросоюза. И, конечно, она разрасталась по мере присоединения новых стран. И хотя Россию в Евросоюз до сих пор не приняли, без наших театров там не обходятся. В солидную компанию поначалу пригласили только персонально режиссера Анатолия Васильева и питерский Малый драматический театр Льва Додина. В 2010 году в Союз вошел и московский Малый театр, который в качестве «взноса» проводит впервые в России фестиваль Союза театров Европы.
На фоне разноликой «Золотой маски» гастроли участников, представляющих не самые на сегодня театральные страны (израильский театр «Габима», «Буландра» из Румынии, Национальный театр Северной Греции), прошли как-то незаметно. Но на этой неделе приезжают гости из Италии. Театр провинции Эмилия Романья показывает веселую сатиру режиссера Клаудио Лонги по «историческому фарсу» Бертольта Брехта «Карьера Артуро Уи» (на сцене филиала Малого театра). Молодая труппа с азартом играет чикагскую мафию производителей цветной капусты, которая под водительством гангстера Артуро Уи постепенно захватывает город. Брехт из своей ссылки в Финляндию в начале 40-х так пытался высмеять Гитлера. Маленьких фюреров, достойных подобного шаржа, вполне достаточно и сегодня, причем не только в Италии. Завершит фестиваль театр «Пикколо де Милано», который чуть не каждый год привозит в разные города России легендарный спектакль Джорджо Стреллера «Арлекин — слуга двух господ» по комедии Карло Гольдони.
Преемник Стреллера — режиссер Лука Ронкони — поставил куда более грустную комедию. Еще одна антифашистская сатира Брехта «Святая Иоанна скотобоен» (на сцене Малого театра) — парафраз истории Жанны д’Арк. Действие вновь разворачивается в Чикаго, но на сей раз главным злодеем выведен вполне легальный бизнесмен — «мясной магнат», который разоряет конкурентов, обирает рабочих, подкупает профсоюзы. Единственная до конца противостоящая ему, Иоанна гибнет, преданная всеми, а потом предатели и убийцы провозглашают ее святой. Ронкони считает, что эта пьеса разоблачает главного сегодняшнего врага человечества — цинизм. Тоже тема нам не чужая. Мы ведь тоже — Европа…