«Золотая маска» объявила победителей
16 апреля на основной сцене Большого театра состоялась торжественная церемония раздачи «Золотых масок» лауреатом сезона 2010-2011. Торжественная в полном смысле слова: все чинно, без тени юмора, с оперными ариями на перебивку и «Боже царя храни» под финал. От любящей разудалый угар с блестками и перьями Нины Чусовой, постановщицы шоу, такого вряд ли кто ожидал. Но ложи с позолотой в зале и статус главной сцены страны призывали к строгости, и режиссер с ними спорить не стала. Темп был взят бодрый, и 37 наград часа за три нашли своих героев. Оба жюри — и музыкальное и драматическое — как всегда постарались по две-три Маски в одни руки не давать, и регионы не забыть, ну, в общем, никого не обидеть. Получилось отчасти. Первый же комплект конвертов — в номинации «Оперетта/мюзикл» — содержал в себе неутешительную весть для всех номинантов: премию решено не вручать. Повториться тоже пришлось. А куда деться, если в номинации «лучшая работа художника по свету в музыкальном театре» Дамир Исмагилов соревновался почти сам с собой (выдвинут сразу за три спектакля), и в аналогичной «драматической» номинации он тоже безусловно лучший. В результате — две Маски. Режиссер Андрей Могучий уже привык, наверное, Маски пачками увозить (бывало, что и по три получал). Сейчас его спектакль для детей «Счастье» получил только две: как лучший спектакль и за сценографию Александра Шишкина.
Однако в решениях по крайней мере «драматического» жюри выявилась совершенно определенная тенденция: главная профессиональная театральная премия вручается не за профессионализм, не за качество спектакля, а за дерзость намерений. А потому отточенный спектакль режиссера Валерия Фокина в «Сатириконе» «Константин Райкин. Вечер с Достоевским», удивительный ансамбль «Пяти вечеров» Мастерской Петра Фоменко, «Три сестры» признанного метра Льва Додина жюри просто не заметило. А безусловному хиту московского сезона — спектаклю режиссера Евгения Арье в «Современнике» «Враги. История любви» вручили спецприз не за блистательную игру Чулпан Хаматовой, Евгении Симоновой, Сергея Юшкевича, Алены Бабенко, а «за доброту и человечность». За мастерство дали Маску только Евгению Миронову за сложнейшую роль Калигулы в одноименном спектакле Эймунтаса Някрошюса в Театре Наций.
Основные призы достались: «Счастью» (Александринский театр) за первую попытку поговорить всерьез с детьми о любви и смерти; студенческим еще «Отморозкам» («Седьмая студия» Кирилла Серебренникова) за откровенно выраженную социальную позицию; тягучему, монотонному, однообразному спектаклю «Мамаша Кураж и ее дети» (Алтайский театр драмы им. В.М. Шукшина) за то, что молодой режиссер Роман Феодори не убоялся большой сцены.
Впору уже «профессионализм» и «искусство» выносить в отдельные номинации.
С полным списком лауреатов премии можно ознакомиться на сайте фестиваля.