Верхом на байке | Город | Time Out

Верхом на байке

Наталья Полывянная   26 июня 2008
12 мин
Верхом на байке
Летом велосипед — необходимая роскошь, средство передвижения и фитнес-центр.

Летом велосипед становится и необходимой роскошью, и средством передвижения, и фитнес-центром. Time Out выяснил, кому мы обязаны за это чудо- изобретение, что стоит за аббревиатурами MTB и BMX, где купить байк и где на нем кататься.

Алматы велосипедный
Наш город может похвалиться наибольшим количеством людей, увлекающихся велосипедами, — их больше 7000. Нам пока далеко, к примеру, до казахстанской велосипедной столицы — Усть-Каменогорска, славного своим велосипедным движением, инициативными группами Uk-team, Altayak, соревнованиями по велосипедному ориентированию и частыми интересными велосипедными заездами. Так, например, только в этом году состоялись OPEN ЧАЙНИК CUP’2008 — велогонка для новичков всех возрастов; «Ленинский заезд-2008», приуроченный ко дню рождения вождя мирового пролетариата, с веселым лозунгом: «Крупская, велик не надо боятся, Ленин ведет нас на нем покататься!» Такому задорному ежемесячному энтузиазму монументальный и вечно занятой Алматы, конечно, уступает. Но и у нас велосипедная жизнь крутится: так, в прошлом году состоялся Biker Cross Tabagan’2007 — первый чемпионат в Казахстане по маунтинбайку в дисциплине байкер-кросс. А этой зимой там же, на Табагане, прошел второй чемпионат по тому же байкер-кроссу Red Bull Snow Mania’2008. Состязания по летнему виду спорта были проведены зимой, на снегу, но все причастные остались довольны. По кросс-кантри в прошлом году состоялась «Яблочная гонка’2007» с участием членов национальной сборной РК и менее подготовленных спортсменов. В этом году в конце апреля состоялась гонка кросс-кантри в роще Баума — NOMAD-bikes’2008. Почти сразу же после нее, в мае, по Алматинской области прошла MTB-многодневка — «Джейран-трофи’2008».
Ближайшее событие — Cosmos Avalanche. Down Hill&Up Hill. Мероприятие пройдет 29 июня в Большом Алматинском ущелье. Принять участие могут все велосипедисты, кому уже исполнилось 16 лет и кто ощущает в себе силы проделать путь от Космостанции на БАО до моста «Коммунальник». Участникам дается общий старт, а потом разрешено искать кратчайшие пути проезда. Призы пока держатся в тайне.

Какие бывают велосипеды?

Спортивные велосипеды
Спортивные велосипеды разделяют на трековые и шоссейные. Оба вида не предназначены для езды по городу, поэтому не имеют крыльев на колесах для защиты велосипедистов от грязи, багажников, а также осветительного и сигнального оборудования. Шоссейные велосипеды отличаются мощными передачами, легким весом и узкими колесами с тонкими спицами. А трековые велосипеды предназначены для гонок на треке, у них нет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов.

Горные велосипеды — MTB (mountain bike)
До 70-х годов XX века горных велосипедов не существовало, но они быстро прошли свою эволюцию с умельцами-энтузиастами, которые модернизировали громоздкие дорожные велосипеды-балунеры переключателями скоростей от мотоциклов и снабдили их барабанными тормозами. На чудо велотехники появился спрос и возникли промышленные предприятия, с каждым поколением улучшающие свою продукцию. В этой категории также есть несколько видов: Downhill, предназначенные для максимально быстрых спусков с горы и отличающиеся повышенной надежностью, и Trial, где отсутствуют седло, амортизаторы и есть всего одна низкая передача. Есть еще байки для кросс-кантри, на которых ездят по пересеченной местности, и FreeRider — велосипеды для свободного вождения.

BMX
Аббревиатура английского Bicycle-Moto eXtreme. На BMX кататься можно практически везде: как на грунтовых трассах и треках, так и на асфальтированных площадках, в рампах, трассах для велотриала и просто по улице — на гранях перил, скамеек, парапетов. BMX включает несколько дисциплин. Флэт— самая безопасная из них, предполагает исполнение всевозможных велосипедных трюков на ровной площадке. При этом касаться земли руками или ногами нельзя, отрываться от площадки тоже нельзя. Тормоза за ненадобностью отсутствуют. Дёрт — это прыжки по земляным трамплинам. Велосипед для дёрт-ВМХ очень крепкий и маневренный, готовый с легкостью преодолевать земное притяжение, тормоза в наличии только задние. Стрит — дисциплина, подразумевающая катание по улицам города и выполнение трюков с использованием лестниц, лавочек, парапетов, перил. Главное здесь — точность исполнения трюков, а не скорость.

Другие велосипеды
Городские велосипеды (citybike) предназначены для езды по городу, где скорость не так важна, как удобство. Посадка высокая, седло удобное и хорошо амортизировано, скорости можно переключать, стоя на месте, тормоз часто ножной. Туристические велосипеды (touring) предназначены для туризма, причем как для загородных поездок на один-два дня, так для многодневных трансконтинентальных автономных путешествий. Внешне они похожи на обычные шоссейные велосипеды, но имеют ряд отличий. Например, рамы турингов располагают большой базой — это делает их более устойчивыми и позволяет комфортно передвигаться с грузом. По-прежнему выпускают тандемы (tandem) — велосипеды для двух человек, снабженные двумя парами педалей. Велосипедисты обычно сидят один позади другого, хотя в 1890-х годах выпускался тандем, в котором велосипедисты сидели рядом. Управляет передний велосипедист. Есть также велосипеды для трех и более человек (был даже сделан велосипед для 40 человек). Существуют тандемы для шоссе, горные тандемы и тандемы-гибриды.

Велословарь
Амортизационная вилка — передняя вилка с встроенным механизмом амортизации. Механизм амортизации принимает на себя и смягчает удары, которые приходятся на колеса во время езды, и таким образом на раму передается намного меньше тряски и ударов.

База — расстояние между осями передней и задней втулок колес.

Байк — жаргонное название велосипеда (не путать с мотоциклом, который тоже «байк»).

Навеска — все навесное оборудование: система переключения передач, велокомпьютер, фонари, светоотражатели и т.п.

Пеги — специальные стальные стаканы по бокам оси колеса на некоторых BMX- велосипедах. Предназначены для скольжения по перилам или высоким бордюрам, чтобы не соскальзывали ноги.

Покрышка — наружная часть шины, защищающая камеру от внешних механических воздействий. Рисунок-насечка на покрышке — это протектор.

Привод — механизм передачи усилия от ног велосипедиста к ведущему колесу велосипеда. Включает в себя педали, шатуны, каретку, цепь, передние и задние звезды.

Рама — «скелет» велосипеда, основная металлическая (или из других материалов) конструкция, на которую крепятся все остальные детали. Рама состоит из слитно спаянных труб и отдельно — передней вилки.

Где покупать велосипеды?
В алматинских магазинах можно не только купить байк, но и одеться, обуться, а иногда и получить от продавца подробную информацию о марках, моделях и возможностях средства передвижения.

UrbanAthletic
«Сюда можно прийти голым и уйти полностью одетым и экипированным», — утверждает продавец. Основные марки — Fuji (более доступные байки, от 30 тыс. тг.) и Scott (внушительный американский бренд, максимальная цена 520 тыс. тг.). Отдельно выставлена серия Scott Voltage — байки для прыжков и трюков. Можно увидеть женскую линию велосипедов, с более удобной рамой и изящными завитушками на ней. Здесь же удастся встретить даже такой раритет, как велосипеды «Кама» (от 19 500 тг.). От российского производителя выставлены Stels, которые можно приобрести за 22 тыс. тг. и знать, что приобрели, по уверению продавца, «неубиваемый велосипед». Нельзя пройти мимо немецких Panthera — велосипедов городского типа, которые выглядят, по меньшей мере, экзотикой среди обилия похожих друг на друга горных. За цену от 60 до 80 тыс. тг. вам обеспечен комфорт на огромнейшем мягком сиденье, в то время как плавные линии конструкции и пастельные цвета подарят ощущение безопасности. Но мало купить велосипед, нужно еще знать, в чем кататься. Влагоотводящие футболки, шорты с мягкими подгузниками для комфортного потоотделения оценят любители долгих поездок. Велосипедные лосины, комбинезоны, белье без швов, спортивные перчатки, ветровки из специальных тканей, благодаря которым мышцы не перегреваются и не охлаждаются, профессиональная обувь с негнущейся подошвой и защитой щиколотки, в которой нельзя ходить, но можно кататься — здесь найдется все. Даже везде крепящаяся видеокамера за 35 тыс. тг., которой можно снять свою экстремальную поездку с высоты велосипедного руля или шлема. В магазине есть своя мастерская, где велосипеды собирают, чинят и приводят в порядок.
Магазин работает без перерывов и выходных с 10.00 до 20.00.
269 9708,
пр. Абая, 105 б, уг. ул. Байзакова

«Динамо»
Спортивный магазин в самом широком смысле слова: кроме снаряжения на витрине есть даже кубки. В велосипедном отделе вся продукция только марки Kona. Рядом с каждой новой моделью небольшой стенд с полной информацией о технических особенностях, возможных ростовках рамы. Цены от 52 тыс. до 400 тыс. тг. Здесь же запчасти и спортивная одежда, тоже марки Коna. На все байки предоставляется гарантия: 2 года на раму, год на навеску. Почему только Kona? Продавец не без фанатизма в глазах начинает рассказывать о том, что престиж марки неоднократно подтвержден победами на различных мировых гонках и еще подтвердится неоднократно. Да и соотношение цены и качества велосипедов Kona на современном рынке является наиболее выгодным, именно поэтому сам он тоже катается на Kona.
Магазин работает с 10.00 до 20.00 в будни, в субботу и воскресенье — до 19.00.
272 4240,
ул. Кунаева, 83

Sport Zona
Небольшой магазин, отличающийся от других в первую очередь тем, что здесь можно взять велосипед напрокат за 2000 тг. в сутки или 500 тг. за час. И это возможно благодаря второму отличию магазина от всех остальных — здесь действует ценовая система Trade-in, то есть, приобретая велосипед здесь, вы сможете его впоследствии обменять на новый, доплатив всего 40% от стоимости. Гарантия 2 года на раму, 3 месяца на навеску. Цены не «кусаются» — от 26 тыс. до 95 тыс. тг. Среди брендов — Author, Centurion, Fuji.
278 4395,
ул. Шевченко, 112, уг. ул. Байтурсынова

Limpopo
Велосипеды стоят таким плотным рядом, что даже прочесть название марки затруднительно, не говоря о том, чтобы выделить из этой кучи велосипед для покупки. Продавцы в день посещения были слишком заняты или не в настроении, чтобы помочь разобраться. Самостоятельно удалось обнаружить байки Cannondale, A-gang, Centurion, детские Trek. Преобладают Author и Hasa, средняя цена которых 60 тыс. тг. Есть несколько экземпляров недорогих BMX. Среди аксессуаров масса полезных вещей: бутылки, седельные сумки, каски, звонки, велокомпьютеры, фонарики — все что надо и по доступным ценам. Взамен консультации в магазине дали визитку директора и посоветовали подождать пару часов, когда он приедет.
Магазин работает с 10.00 до 19.00 в будни.
261 7061,
пр. Сейфуллина, 534.
www.limpopo.kz

Prosport
Небольшой и тесный магазинчик, кажется, вмещает в себя больше велосипедов, чем позволяют его квадратные метры. Это единственное место в городе, где действительно можно выбрать BMX за 150 тыс. тг. MTB тоже есть — Prosport официальный дистрибьютор марки велосипедов Giant, которые можно приобрести в пределах 50—60 тыс. тг. Байки Giant здесь на любой вкус и возраст — взрослые, подростковые, детские, и даже обнаружен совсем детский трехколесный велик. Подробнее об ассортименте и преимуществах каждой марки и модели вплоть до тонкостей можно узнать на сайте. А на витринах — масса стандартных нужных аксессуаров, очень красивая спортивная одежда и специализированная обувь: кеды на толстой платформе, для скейтеров и бээмиксеров.
Магазин работает с 10.00 до 20.00 в будни.
273 3372,
ул. Гоголя, 87
www.pro-sport.kz

«Экстремал»
Здесь можно не только купить велосипед Nomad отечественного производства и запчасти к нему, но и взять байк напрокат. Кстати, магазин «Экстремал» может стать и отправной точкой для велосипедных экскурсий к Тургеньским водопадам (4000 тг./чел.), на Чарын (4500 тг./чел.) или перевал Озерный (3500 тг./чел.). Плюс 2000 тг. за прокат велосипеда. Сюда же можно обратиться к веломеханику в случае необходимости. Подробный прайс на сайте — обслуживание амортизационный вилки обойдется в сумму от 500 до 2000 тг., а чистка и смазка цепи — от 200 до 500 тг.
253 1499,
пр. Достык, 99в.
www.extremal.kz

Искать единомышленников:
www.nomad-bike.kz — первые казахстанские велосипеды NOMAD
www.adrenalin.kz — Федерация сноуборда и экстремальных видов спорта города Алматы
www.mount.kz — много о горах и немного о МТВ
www.velofond.kz — Фонд содействия развитию экстремальных видов велоспорта и велотуризма
www.athletex.kz — некоммерческое объединение «Экстремальная атлетика»

5 версий о первом изобретателе:

Русская версия
Крепостной кузнец Артамонов сконструировал велосипед в 1801 году и совершил первый успешный велопробег — около двух тысяч верст он добирался из уральского села в Москву, дабы удивить царя Павла I. Эта версия появилась благодаря одной сомнительной книге конца XIX века. Но вот хранящийся в музее Нижнего Тагила «велосипед Артамонова», как показал химический анализ железа, был сделан не ранее 1870 г.

Немецкая версия
Юридически до создания патентной системы изобретателей велосипедов как бы не существовало. Патент «первого в мире велосипеда» был получен в 1817 году немцем Карлом фон Дрейзом. Тремя годами ранее он сконструировал свой деревянный двухколесный велосипед, без педалей, который имел управляемое переднее колесо и мог двигаться в любую сторону. Эта машина завоевала особую популярность в Великобритании, где стала называться «денди-хорз».

Итальянская версия
Леонардо Да Винчи приписывают неслыханное количество изобретений, велосипед в том числе. Рисунок двухколесного велосипеда с рулем и цепной передачей, приписываемый гению или его ученику Джакомо Капротти, приверженцы версии датируют 1493 годом, а противники считают полной фальсификацией 70-х годов XX века.

Французская версия
В погоне за сенсацией французский журналист Луи Бодри в 1891 году выдумал историю о графе де Сиврак, который изобрел велосипед с названием «целорифер» в 1791 году, задолго до получения первого патента. Позже выяснилось, что граф — лицо вымышленное, его прототипом стал Джин Хенри Сиврак, который занимался в начале века четырехколесными экипажами и вовсе не был графом.

Английская версия
Англичане считают, что фон Дрейз был изобретателем самоката, «денди-хорз», но никак не велосипеда. В 1840 году шотландец Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал изобретение Дрейза, добавив педали и седло. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Переднее колесо поворачивалось рулем, велосипедист сидел между передним и задним колесом.