Твой шанс
Одна из главных задач дипломного спектакля, как ни цинично это прозвучит, продать получше начинающих актеров. Ну или дипломатичнее: товар лицом показать. Для этого нужны аппетитные, прописанные, богатые психологическими оттенками (или контрастами) и, неплохо бы, «костюмные» роли. А потому «классику» выпускники ставили, ставят и ставить будут. На фестиваль «Твой шанс» этого года, который проходит в Театральном центре «На Страстном», отобраны довольно вольные интерпретации известных сюжетов, которые ребята захотели примерить на себя сегодняшних.
«Братьев Карамазовых» (14 мая, 21:00, Литовская академия музыки и театра) педагог и режиссер Силва Кривицкиене поставила, базируясь не только на тексте романа Достоевского, но и на попытках своих учеников сформулировать собственное понимание, что есть «добро» и «зло». Интересно, что в спектакле занят как раз тот курс, студенты которого только что — в конце апреля — сыграли в премьере великого режиссера Эймунтаса Някрошюса по поэме Данте «Божественная комедия», которая откроет VIII фестиваль «Сезон Станиславского» в начале октября этого года. Ярославский государственный театральный институт считается главной кузницей кадров для провинциальных театров. На их спектакли со всей России съезжаются режиссеры. В Москву ЯГТИ привезет «Грозу» Островского (16 мая, 19:00) в постановке педагога и режиссера Татьяны Куценко. Главной темой спектакля стало не покаяние Катерины, а бунт против несвободы выбора, на который решаются или не решаются почти все персонажи. Кого любить, чем заниматься, где жить, герои спектакля хотят выбирать сами, но не у всех хватает духу.
Самым традиционным прочтением классики, возможно, покажется «Лекарь поневоле» Щепкинского училища (18 мая, 19:00). Комедию Мольера на курсе Бориса Клюева поставили режиссер Алексей Дубровский и хореограф Олег Глушаков. А одним из самых ожидаемых спектаклей можно назвать чеховский «Вишневый сад» (20 мая, 19:00) Новосибирский государственный театральный институт). Его поставил Сергей Афанасьев — режиссер, известный очень неожиданными трактовками пьес Чехова, причем именно психологическими нюансами, а не внешним осовремениванием. Его «Дядя Ваня» в начале этого века просто поразил Москву. Герои комедии о смерти (так режиссер определил жанр своего «Вишневого сада») вызывают одновременно любовь и раздражение, совершенно как близкие люди, жить с которыми невозможно, но и без них никак нельзя. По классике XX века поставлены спектакли, которые уже можно назвать хитами московского дипломного сезона. Выпускник мастерской Леонида Хейфеца Павел Артемьев поставил «страшно смешной и смешно страшный» спектакль «Четвероногая ворона» (14 мая, 19:00, РУТИ-ГИТИС) по произведениям Даниила Хармса. Режиссер Александр Федоров выпустил во ВГИКе «Зойкину квартиру» (17 мая, 20:00, ВГИК им. С. А. Герасимова) Михаила Булгакова. Алла Сигалова сотворила с курсом Константина Райкина хореографический реквием по послевоенной мечте на музыку группы Pink Floyd «The Final Cut (Окончательный монтаж)» (19 мая, 22:00, Школа-студия МХАТ).
Оттенять неистовый танец Сигаловой будет «Лебединое озеро» Петра Чайковского (19 мая, 17:00, Краковская высшая театральная школа имени Людвика Сольского, Польша) в интерпретации израильского балетмейстера Идана Коэна, который поставил спектакль не столько о любви принца к лебедю, сколько о самом балете, о попытках человека разговаривать танцем. А поговорить-то есть о чем.