Индустриальный проект «Комбинат. Ретроспектива»
Донецкая институция «Изоляция» приглашает суперзвезду китайского искусства Цая Гоцяна сделать выставку по итогам его визита в Донбасс. Очередная, 9-я европейская биеннале «Манифеста» пройдет в заброшенных угольных шахтах бельгийского Генка. Ребят вот в Новокузнецк отправили. «Эта идея родилась из самой возможности осуществить экспедицию на режимные заводские объекты. Туда попасть достаточно сложно, но благодаря продюсеру Георгию Лордкипанидзе нам удалось получить разрешение. В течение двух недель художников привозили в металлургические цеха, где стоят доменные печи, и их задача была почувствовать себя в этом пространстве, ощутить его масштаб и сделать работы», — рассказывает молодой адвокат Федор Никонов, внук одного из основателей «сурового стиля» художника Павла Никонова. Дед, преподающий в Суриковском институте, предложил ему для проекта двух учеников своей мастерской — Павла Отдельнова и Егора Плотникова, обладающих не только традиционным живописным мастерством, но и современным «проектным» подходом: практически ни на одной из получившихся работ нет изображений людей.
В 1924 году был организован союз творческих кооперативов «Всекохудожник», который на договорной основе отправлял художников на стройки, сельско-хозяйственные или промышленные производства — все это было, конечно, на полном послереволюционном энтузиазме и романтизме. «Если вы посмотрите на фотографии того, как строился город Новокузнецк, можно прийти в ужас — люди жили в землянках, там погибло народу чуть ли не больше, чем при Петре I при строительстве Петербурга, но при этом там был невероятный подъем. Среди художников, побывавших в таких командировках, были Древин, Удальцова, Лабас. Они возвращались оттуда со своим материалом, абсолютно свободным, что не очень всем нравилось. Позднее “Всекохудожник” перерос в Комбинат прикладного искусства, который тоже продолжил такого рода командировки. Но в центре внимания работ авторов 1960-х — Андронова, братьев Смолиных, Попкова — уже находятся различные героические фигуры — молотобойцы, геологи, строители.
Наша задача была показать эти этапы. Первый этап — изображение огромных строек. Второй — человек внутри этого работающего, абсолютно живого производительного механизма (мы подобрали работы 1930-х и 1960-х годов из разных собраний). Третья история происходит сейчас, когда эти заводы еще работают — но работают вопреки воле человека: закрыты многие цеха, очень нерентабельное производство доменных печей. Мы хотели связать эти три времени — “здесь будет город-сад”, писал Маяковский про Новокузнецк. И действительно, получился город-сад, но не возделанный, а проросший из огромного сгустка человеческих жизней, энергии, искусственности советского государства и экономики».