Молодые и наглые | Арт | Time Out

Молодые и наглые

Андрей Ковалев   30 июня 2008
12 мин
Молодые и наглые
Как сказать новое слово в искусстве и при этом стать богатым и знаменитым?

По официальной версии молодым художником считается персона, не достигшая тридцати пяти годков. В советские времена в «молодежке» мог состоять процветающий бородатый монументалист, обремененный несколькими семьями, дачей, квартирой, мастерской и большими заказами. И чувствовал себя при этом вполне уютно — геронтократы из «большого» Союза художников как-то потворствовали умеренным безобразиям молодежи в надежде на то, что нынешние хулиганы вырастут, перебесятся, станут настоящими художниками. Так оно и происходило вплоть до 1987 года, когда в результате нахлынувшей перестройки и гласности состоялась знаменитая 17-я Выставка молодых художников, от которой бедные соцреалисты пришли в ужас. А участники ее в одночасье стали знаменитыми — а некоторые и обогатились неслыханно, поскольку наступил «русский бум», когда все советское возбужденные иностранные покупатели мели метлой. Но после падения советской власти закончился и русский бум. Настали девяностые — веселые, но голодные. Совершенно дикий капитализм, без рынка и грантов. Многие в те времена удалились в более перспективные области, нежели искусство, а галеристы, критики и кураторы хором плакались, что молодых сил никак не прибавляется.

В начале нулевых, когда начал понемногу расти рынок, а новые галереи стали расти как грибы, случился настоящий ажиотаж. Молодых начали вылавливать по разным офисам и дизайнерским бюро — и чуть ли не силой загонять в галереи. Необычное явление, так не бывает. В нормальных условиях молодому художнику приходится долго и тоскливо бродить со своим CV по галереям, заискивать перед кураторами, кокетничать с критиками и расстилаться перед коллекционерами. Есть, конечно, и более эффективная стратегия — согнать всех этих заплесневелых старцев с мраморных пьедесталов, да и взять дело в свои руки. Но до этого пока не дошло, молодежи в последнее время прибывает много, но никто никого низвергатьне собирается.Да и сами титаны сетуют на то, что как-то скучно стало жить, никто не сбрасывает с «кораблей современности».

Широкие массы прознали, что на новое искусство пролился золотой дождь — и начали инсталляции и прочие видеопроекты сочинять. А старшие товарищи никак не найдут случая рассказать, сколь неказиста жизнь молодого художника (да и немолодого тоже). Бравым ребятам и девчатам, которые сегодня с пылом обсуждают результаты продаж на аукционах «Сотби» и «Кристи», скорее всего, придется долго скитаться по сквотам и питаться полезной овсянкой. Никакой справедливости и демократии. И, что самое печальное, никакой надежды на лучшее будущее. Во всем мире такова тяжелая судьба молодого художника, если он не владеет никакой полезной профессией вроде дворника или вебдизайнера. Кстати, и возраст тут не самое главное — в ультрарадикальном объединении «Союз молодежи», существовавшем в 1910—1913 годах, состоял и Казимир Малевич, которому тогда было за сорок. Тот самый, что непрерывно открывал новые миры, а прожил всю жизнь в нищете. Но мы ведь такого не допустим!

Еще ссылки по теме:
Гид по биеннале «Стой! Кто идет?»
Новые галереи Москвы
Нажиться на искусстве ВЛАДИМИР ЛОГУТОВ, 27 лет (Самара)
Отличный пример провинциала нового типа. Сначала стал звездой в Самаре, по месту жительства. Потом поразил москвичей высоким качеством и монументальностью своего видео, куратор Евгения Кикодзе пригласила его в проект «Урбанистический формализм», который показывался сначала в рамках некоммерческой программы арт-ярмарки «Арт Базель Майами Бич» и во время 2-й Московской биеннале. Живет в основном в Саратове — так привычней и дешевле.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Не хочу отвечать на этот вопрос.

Что вас кормит?

Искусство.

Что такое искусство?

Я стараюсь не определять для себя это вербально. Искусством может стать все, так же как и все — не может быть искусством.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Очень странный вопрос. Я работаю интуитивно, у меня нет бизнес-плана.

АНДРЕЙ БЛОХИН И ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ, 20 лет и 22 года (Краснодар)
На своей первой большой выставке в галерее «M’АРС» студенты Краснодарской художественно-промышленной академии продемонстрировали настоящий парад интерактивных аттракционов. Проблемы постиндустриального общества и неуправляемый технический прогресс художники упаковали в эффектные и— большая редкость для нашего искусства — разнообразные визуальные формы.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Андрей: Лучший фильтр актуального искусства — это время. У нас даже такой проект есть — «Best Before». Возможно, у современного искусства есть свой срок годности. Мы исследуем его долговечность. А смысла кого-то сбрасывать за борт нет, главное, чтобы капитаны были нормальные.

Георгий: Художники всегда индивидуалисты и вряд ли согласились бы плыть одной дружной командой на «корабле современности». Хотя корабль плывет к берегам тотальной глобализации, он настолько велик, что мест на веслах хватит даже безбилетникам.

Что вас кормит?

Георгий: На плаву нас держит подкожный жир. Андрей: У нас отличная байдарка и хороший генофонд.

Что такое искусство?

Андрей: Умение говорить предложениями и иметь для этого словарный запас…

Георгий: Духовный эксгибиционизм.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Сейчас сложно судить о конкретных цифрах. Сегодня наши работы стоят всего нашего времени и эмоций. Завтра, надеемся, у нас будет еще больше сил для этого.

КИРИЛЛ ШАМАНОВ, 32 года (Петербург)
На деньги «Фонда Форда» выпустил на Монетном дворе две серии металлических денег — «УЕ — единая валюта СНГ» и «0 рублей. Краеугольный камень российской экономики». Художник очень ученый — ведет курс «Хакинг и кракинг информационного общества» на журфаке СпбГУ. В рамках Биеннале молодых художников продвигает «Гоп-арт», основанный на эстетике рабочих окраин.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Полгода назад я бы убежденно сказал — Михаила Швыдкого, но его уже услали моими молитвами. В Москве «скинул» бы псевдоконцептуалистскую бюрократию, слипшуюся с псевдолевыми политическими арт-порнографами. Люди 70—80-х должны уйти из современного искусства, занять более подобающее им место в музеях, остальные — подвинуться.

Что вас кормит?

Преподаю в СПбГУ и международных институциях, периодически продаю работы — в основном монеты, периодичность продаж и их стоимость удваиваются год от года.

Что такое искусство?

Мое искусство — это, прежде всего, мифотворчество, нахождение «слабого звена», «белого пятна» в культуре и семантический взлом ситуации через манипулирование контекстами и возникающими смыслами.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Поскольку большинство моих работ тиражные, то по отдельности они стоят недорого, но в совокупности получается неплохо. Сейчас с одной из московских галерей работаю над проектом серии «Монетизация» для Европы, проект будет представлен осенью в Москве, возможно, на Премии Кандинского, стоить будет дорого.

ИВАН ПЛЮЩ, 27 лет (Петербург)
Обитатель петербургского «Сквота непокоренных», представитель нового поколения с гордым названием Young Petersburg’s Artists, по образованию художник-монументалист, современному искусству обучался в Петербургскомфонде культуры и искусств «Институт Про Арте». В поисках собственного стиля колеблется между самыми разными художественными направлениями. Сотрудничает с московской галереей «АРТСтрелка projects», специализирующейся на молодых, не имеющих коммерческих перспектив художниках.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Я, пожалуй бы, никого не сбросил, даже искусство ради денег, что, на мой взгляд, больше всего противоречит идее искусства. Любое произведение, находясь рядом с другими, контрастируя с ними, не мешает, а дополняет картину происходящего. Негативное влияние на современное искусство оказывает откровенный плагиат с зарубежных художников.

Что вас кормит?

Продажей картин, временами — росписями. Раньше где только не работал — и на автостоянках сторожем, и в игровых автоматах, лепку красил.

Что такое искусство?

Искусство — это волшебство.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Мои картины среднего размера стоят около ста тысяч, объекты и инсталляции — в зависимости от конкретного произведения. В дальнейшем надеюсь больше успевать и, конечно, меньше отвлекаться на финансовые проблемы. А главное — чтоб мир волшебства не исчезал из моей жизни.

ВАЛЕРИЙ УЛЫМОВ, 27 лет (Москва)
Редкий среди молодых художников вид — настоящий профессиональный живописец. Автор гиперреалистических картин, недавний аспирант Суриковского института, ученик Айдан Салаховой, сразу, с первой же выставки, попал в лучшую московскую галерею — «XL», в компанию всех отечественных звезд, а оттуда — в самые серьезные московские частные коллекции. Надежды на блестящее продолжение внушает не только виртуозное исполнение, но и ощутимый оттенок абсурда в тщательно выписанных полотнах.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Я бы «утопил» современного художника Никаса Сафронова. Неоправданная претенциозность, неумелое подражание Дали.

Что вас кормит?

Кормят руки: продажа картин через галереи + заказы.

Что такое искусство?

Обман.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Сегодня — денежный эквивалент, завтра — неприкосновенный музейный экспонат.

ДИАНА МАЧУЛИНА, 27 лет (Москва)
Девушка решительная — устраивала перформансы во время суда над организаторами выставки «Осторожно — религия». Тусовалась с крайними радикалами, потом попала в конюшню самой роскошной московской галереи Stella. Участвовала в основном проекте 2-й Московской биеннале. После преобразования Stella в некоммерческий фонд перешла к Гельману. Сегодня делает большие псевдореалистические холсты, на каждом из которых можно найти липучку для мух.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Это плавсредство полностью автоматизировано и не нуждается во вмешательстве.

Что вас кормит?

Меня кормит ресторан японской домашней кухни, но больше всего я люблю мамино картофельное пюре. Предпочитаю твердо стоять на земле.

Что такое искусство?

То, ради чего стоит жить.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

От 4000 евро за килограмм. Хочу, чтобы мои высказывания всегда были весомыми и стоящими.

ЕВГЕНИЙ МЕДВЕДЕВ МА, 32 года (Петербург)
Продолжатель старинной петербургско-ленинградской традиции объединения под одной совершенно не съезжающей крышей эпатажного богемного образа и рациональных технологий: с 2002-го он успел поучаствовать в 30 выставках, вместе с Кириллом Шамановым преподает в фотошколе. Реставратор по специальности, занимается черно-белой фотографией, сложными ручными техниками печати. Участвовал в проектах Государственного центра фотографии, учился современному искусству в «Про Арте».

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Себя бы я сбросил, конечно, надоело в нем!

Что вас кормит?

Меня кормят друзья, меня кормят из-за границы. Так и держусь без денег.

Что такое искусство?

Специфический вид отражения и формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Сегодня к 11 дня оно стоит, к примеру, обед и ужин, завтра я хотел бы поехать за счет него в Рим.

ХАИМ СОКОЛ, 34 года (Иерусалим — Москва)
Лиричный наследник традиции московского концептуализма, уроженец Архангельска, закончил Иерусалимский университет и Московский институт проблем современного искусства. Из материальных обрывков чужой памяти, найденного на помойке хлама — листов ржавого железа, покореженных водосточных труб, травмированных игрушек, писем — создает печальные инсталляции. Перебравшись пару лет назад в Москву из Израиля, стал первооткрывателем сквота и участником выставок в Хохловском переулке, показывал свои инсталляции в галерее «АРТСтрелка projects».

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Из крупных имен в художественном мире я бы никого сбрасывать не стал. А плохих художников очень много, их подавляющее большинство. Но они сами со временем отсеются, это неизбежно.

Что вас кормит?

«Волка ноги кормят». Я работаю фрилансером. Пишу арт-обозрения для журналов и интернет-СМИ.

Что такое искусство?

Побуждение смыслов.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Сегодня мое искусство стоит в пределах 10 000 евро — это максимум. В будущем меня интересует в первую очередь нормальная профессиональная деятельность: регулярные выставки, продажи и т. д.

АРТ-ГРУППА «ВОЙНА» (Москва)
Группа «Война» начала с того, что закидала живыми кошками «Макдоналдс» в 2007 году, потом устроила шикарные поминки по Дмитрию Александровичу Пригову прямо в вагоне метро. Но прославилась своим политико-порнографическим перформансом в Биологическом музее им. К. А. Тимирязева. Надежду Толоконникову с маленьким ребенком выгнала из дома собственная мать, но некоторых участников перформанса не изгнали с философского факультета МГУ. Состав группы — непостоянный, идеологи — Петр Верзилов, Олег Воротников и Наталья Сокол.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Все хорошие, все заслужили.

Что вас кормит?

Что спи*дишь, то и поешь. Поселяемся в выставочных залах, где наши выставки проходят. Сейчас живем на «Фабрике», на выставке «Политика на улицах».

Что такое искусство?

Беспонтовый *банизм.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Ничего не стоит и не будет стоить. Это подарок.

ИЛЬЯ ТРУШЕВСКИЙ, 26 лет (Москва)
Самый активный художник нового поколения, любимец кураторов, критиков и коллег, по первой профессии физик, объявлен «звездой» и «надеждой» нашего молодого искусства. Перебравшись в Москву, учился в Институте проблем современного искусства, стажировался в Париже, жил и выставлялся в сквоте в Хохловском переулке, номинант — пока, увы, не лауреат— всех возможных премий. Строит, соединяя промышленные и органические материалы, все более масштабные инсталляции с серьезным историческим, политическим, философским подтекстом.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Художественное пространство у нас и так маленькое, его нужно расширять, тогда никто и не упадет.

Что вас кормит?

Держусь с трудом. Уже полтора года ничем кроме искусства не занимаюсь. Зато у меня много свободного времени.

Что такое искусство?

Самое сложное и интересное, чем я могу сейчас заниматься.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

То, что я делаю сегодня, у нас могут купить всего несколько институций, поэтому цены сильно разнятся. В любом случае на жизнь не хватает. Сложно загадывать больше чем на пару месяцев вперед, а в музеи художники попадают не сразу, а через 20 лет. От завтрашнего дня хочется получить что-то такое, чего я не могу получить сегодня.

Еще ссылки по теме:
Гид по биеннале «Стой! Кто идет?»
Новые галереи Москвы
Нажиться на искусстве