Железный человек
Циничный миллиардер, гений и плейбой, Тони Старк (Роберт Дауни-мл.), наживший состояние на торговле эксклюзивным оружием, устраивает в Афганистане премьеру очередной мегаракеты, но становится жертвой атаки своих местных фанатов. Те крадут кумира и заставляют его делать супероружие. В полевых условиях Старку удается создать только один, но пламенный гэджет: за считанные дни он, разместив рядом с сердцем наспех сооруженный ядерный реактор, мастерит себе бронекостюм, напичканный всякими приблудами. Раскидав террористов, переродившийся олигарх возвращается на родину и известием о закрытии бизнеса шокирует своих близких — компаньона-милитариста Стейна (Джефф Бриджес) и приятеля-вояку Роди (Терренс Ховард).
Здорово, когда что-то в мире меняется. Еще лучше, когда меняется нечто, на что тебе совсем наплевать — например, подход голливудского мейджора Paramount к экранизации очередного хитового комикса, благодаря которому студия совсем скоро получит еще одного «золотого тельца». А что же получаем мы? Кинокомиксы, как правило, безбожно скучны, смотреть на становление очередного супергероя, на его нравственные дилеммы и унылую двойную жизнь сил уже больше нет. Но, судя по фильму, ребят из Paramount задрали примерно те же проблемы. И они решили их радикально.
Герой Роберта Дауни-мл. (кастинг на грани эскапады — Дауни никогда не играл главной роли в фильмах с бюджетом выше 80 млн долл. и всю жизнь ходил в зоне риска) оказывается расслабленным миллионером-забиякой: супергероев с такой притягательной порочностью в истории кинокомиксов не было, э-э-э-э…, да никогда. Его антагонист — зловещий Мистер Стейн в исполнении высохшего, лысого (!) и бородатого Бриджеса — напрашивается на сравнение с карикатурным кинозлодеем 20-х годов (вроде доктора Мабузе), а подружку Тони Старка — Вирджинию Поттс (Гвинетт Пэлтроу), и подружкой-то назвать сложно, они даже не целуются.
История «Железного человека» — история шикарного, непревзойденного дауншифтинга, которой попросту завидуешь. Впервые за много лет костюм супергероя осваивает не подросток-девственник или подросток-инопланетянин, не добропорядочный миллионер или какой-нибудь трагический лузер, а нормальный, симпатичный сукин сын, которому просто опостылела работа. От него, невнимательного к своей очаровательной секретарше-рыжику, ждешь максимально наплевательского отношения ко всему — и получаешь полтора часа пренебрежительного хамства и увлекательных полетов в свое удовольствие. Спасением мира тут и не пахнет.
Дауни возится со своим скафандром с таким энтузиазмом, словно он — советский инженер, бесконечно тюнингующий «Запорожец»; ясно, что окончательно все наладится как минимум через пару продолжений. Оставьте только, пожалуйста, Джона Фавро: он классный! Мало какому режиссеру удается заставить зрителей симпатизировать засранцу, который за два часа экранного времени проходит через все круги карьерного краха, повторяя как мантру: «Сердце подсказывает мне, что я прав». И не вздумайте слинять в середине на перекур — пропустите единственную сексуальную сцену: Гвинет Пэлтроу вставляет Роберту Дауни новый ядерный реактор, почти теряя сознание под совершенно астараханскую лесть: «Ты у меня одна…».