Двадцать одно
Судить о качестве кинокартины по ее кассовым сборам или еще каким-нибудь неочевидным цифрам вроде среднего рейтинга IMDb, конечно, последнее дело. Но о том, какие химеры владеют умами большинства кинозрителей, эти странные показатели говорят довольно много. Миллионы долларов сборов «Самого лучшего фильма» характеризуют ситуацию в российском кинопрокате на начало 2008 года куда лучше любых критических статей. В Америке же на box office и вовсе ориентируется вся индустрия — от рекламных агентств до отделов культуры важных многотиражек. И самый свежий сюрприз, который породила за последнее время эта система, — неожиданный успех фильма Роберта Лукетича «Двадцать одно».
Подобно тому, как сам фильм Лукетича делает деньги в кинотеатрах, обогащением занимаются и его герои — им, правда, для этого приходится посещать многочисленные казино Лас-Вегаса. Причем вовсе не о зеленом сукне и не менее зеленых пачках наличных мечтает здесь поначалу Бен (Стерджесс), неопрятный бостонский студент в растянутой красной кенгурухе. Парень намерен учиться в Гарварде, а денег на образование у него, как водится, совсем нет. Тут, как раз вовремя, с предложением появляется преподаватель Бена по математике (Спейси), острослов и любимец аудиторий. Профессор собрал инициативную группу студентов с математическими талантами. Вместо написания каких-нибудь курсовых они ездят в Вегас и, считая карты, нагревают на блэкджеке одно казино за другим.
Последний заметный фильм о картежниках выходил лет 10 назад — при этом «Шулера» с Эдом Нортоном и Мэттом Деймоном особых лавров не снискали. Почему вдруг выстрелило «Двадцать одно», в этом контексте не до конца ясно. Но разобраться можно: по сути своей этот фильм — киноаналог махрового колледж-рока, примитивных и не сильно оригинальных групп типа Weezer, обладающих в Штатах труднообъяснимой популярностью. Что в этой музыке, что в картине Лукетича (режиссера другого давнего хита «Блондинка в законе») главным героем служит ничем не примечательный лузер, но важно даже не это. Подобно тому, как колледж-рок целиком построен на цитатах то из «Битлз», то из панка, то из героев гранжа, «Двадцать одно» словно склеено из популярных среди 20-летних раздолбаев картин 90-х и «нулевых». За сценами а-ля «Казино» следуют полторы минуты чистого «Умницы Уилла Хантинга». Есть персонажи, словно переехавшие из «Суперперцев», не говоря уже о том, что мотив с просчитыванием карт заимствован прямиком из «Человека дождя». Ничего больше, как выясняется, для успеха и не нужно. Очевидные ингредиенты плюс смазливая, но самая обычная физиономия актера Стерджесса уже дают кассовый результат. Одним словом, американская мечта в действии. Когда-то давно в поисках этой самой мечты в Вегас ездили Хантер Томпсон и доктор Гонзо. Теперь на их место пришли подростки с хорошей памятью и дурными представлениями об этической стороне дела — те же, в сущности, жадные рептилии за стойкой гостиничного бара, от которых в ужасе бежал Рауль Дьюк. Времена, короче говоря, изменились.