Кошмарный детектив
Уже на восьмой минуте «Кошмарного детектива» рты сразу пяти людей превращаются в анусы. Момент показательный, но к основной сюжетной линии он отношения не имеет. В фильме красавица-детектив Кэйко Кирисима (поп-звезда Хитоми) расследует серию странных самоубийств. Все жертвы резали себя острыми предметами из домашнего хозяйства, все убили себя во сне, и все перед смертью звонили по номеру «0». Чтобы понять, что происходит в роковых снах жертв, Кэйко обращается за помощью к юному суициднику в прикиде сатаниста Кагенуме (Мацуда): тот умеет залезать в кошмары людей. Пока Кагенума противно ноет, девушка нажимает на мобильнике опасную кнопку.
Смотреть «Кошмарный детектив» то смешно, то тошно. Тут крупным планом рвется кожный покров и мерзко топорщатся усики актера Мацуды. Синие и серые светофильтры превращают Токио в декорации для клипов Aphex Twin. Когда нужно показать отчуждение, режиссер заставляет прелестную Хитоми смотреться в свое отражение в одинокой среди многоквартирных блоков луже или корчиться посреди автомобильной развязки. Режиссер между тем вовсе не прост — Шинью Цукамото принято считать передовиком японского кинопроизводства: на его счету, кстати, незабываемый и совершенно невыносимый «Тецуо — человек из железа». Цукамото сам работает у себя и оператором, и монтажером, и художником, и сам же (в том числе и в «Кошмарном детективе») играет воплощения зла. Типично японского хоррора от этого арт-многостаночника никто и не ждал, но его у режиссера и не вышло. Как фильм ужасов «Кошмарный детектив» никуда не годится. Но ближе к финалу он неожиданно срабатывает на других уровнях — как по-японски извращенная медитация о совсем не присущем традиционной японской культуре страхе смерти, как по-фрейдистски дешевая апология серийных убийц, в конце концов, как фильм о том, что рты и анусы и без спецэффектов — одно и то же.