Гнездо жаворонка
Турция, 1915 год. Семья богатых армян живет в шумном доме, где дух войны забивают пары от жаровень. Глава семейства — верный турецкоподданный — дружит с военными и восстанавливает поместье «Гнездо жаворонка». Лишь одно омрачает его: младшая сестра Нуник (Пас Вега) без ума от усатого офицера. А тот, расточая колючие тюркские поцелуи, шепчет: «Здесь неспокойно, уедем».
У разных народов — свои черные даты. У сербов — «Видовдан», у евреев — «Хрустальная ночь», у армян же — день памяти о депортациях и расстрелах пятнадцатого. Братья Тавиани решили напомнить Европе и миру, как это было, но не удержались на тактичной дистанции.
«Гнездо жаворонка», снятое по одноименному роману Антонии Арслан, — кино даже не политическое, а туристическое. Тавиани, естественно, солидарны с пострадавшей стороной, но не вникают при этом в нюансы. Если армяне — то знаменитый дудук, мотив «Ov sirun, sirun» и похоронные сцены, будто бы позаимствованные у Параджанова. Если плохие турки (хотя есть и хорошие), то вечное пение гимна, муштра и военщина. С другой стороны, плакатная монохромность характеров — дело настолько обычное в мейнстриме гуманитарного направления, что ставить ее на вид режиссеру — ужасное занудство. Да и тема, понятное дело, слишком уж болезненная. Короче, идите и посмотрите сами; фильм выходит как раз в день депортации армянской элиты из Стамбула.