Самый лучший фильм | Кино | Time Out

Самый лучший фильм

Мади Мамбетов   10 июля 2008
12 мин
Самый лучший фильм
Time Out побывал на студии Тимура Бекмамбетова Bazelevs.

Фильм «Особо опасен» дебютировал с первого места в мировом бокс-офисе, собрав в первый уикенд проката больше 80 миллионов долларов. Для казахстанцев это не просто очередной удачный фильм компании Universal — ведь за рулем проекта наш земляк. За неделю до мировой премьеры мы побывали на студии Тимура Бекмамбетова Bazelevs, там, где делали «Особо опасен».

Студия расположена в одном из укромных уголков Москвы, неподалеку от «Мосфильма». Жилой дом из желтого кирпича, скромный отдельный подъезд, у торца здания — большая огороженная веранда. Во дворе стоят автомобили с надписью Bazelevs на бортах. Здесь работали над «Дозорами» и «Иронией судьбы-2», а совсем недавно закончили подготовку компьютерных эффектов для проекта «Wanted», который идет в нашем прокате как «Особо опасен».


Внутри — то сочетание сурового офисного стиля и бардака мастерской художника, который принято называть творческой обстановкой. Мощные компьютеры и хай-тек сочетаются с яркими цветами на стенах, массой забавных безделушек и уютными диванами почти в каждом помещении: люди здесь явно не только работают, но и отдыхают.


Студия расположена на двух этажах, в которых размещаются монтажные, просмотровые, комнаты для совещаний. А еще здесь имеется чудесный бар, он же столовая, со школьной доской, на которой мелом начертано сегодняшнее меню: котлеты, ризотто, борщ и компот. Мел вообще частенько фигурирует среди аксессуаров — ненавязчивый отсыл к «Мелу судьбы» из «Дневного дозора». В большой комнате для переговоров на стенах висят кадры из последнего фильма, над которым работала студия — в наш визит ее украшали кадры «Иронии судьбы», скоро их сменят кадры «Особо опасного». Где-то на полке притаилась кинонаграда от MTV Russia.


На втором этаже расположено сердце студии — кабинет Тимура: помещение с весьма скудным освещением — Бекмамбетов предпочитает работать в сумраке, оформленное в восточном стиле. Резные двери из «Дневного дозора» закрывают шкаф с бумагами и баром, везде восточные ковры и корпешки, огромный рабочий стол, скамья рядом и небольшой столик с разными безделушками, среди которых магнитный шарик для гадания. Металлическая сфера хаотично движется над полем, на котором написаны варианты ответов, останавливаясь на правильном. Вместе с нашим гидом, главой отдела визуальных эффектов Машей Корнеевой, мы спрашиваем у шарика, соберет ли «Особо опасен» 50 миллионов в первый уикенд американского проката. Шарик колеблется, прежде чем дать утвердительный ответ. Шарик прав, черт побери! — в первые три дня проката «Wanted» сорвал кассу в 51 000 000 долларов.

Что это значит сейчас? Во-первых, однозначное «да!» продолжению: об этом уже официально заявлено. Во-вторых, все вышло — Наш закрепился в Голливуде.

Уроженец Гурьева (ныне нефтяная столица Атырау), Бекмамбетов в свои 47 лет прошел длинный путь от работы на Ташкентской киностудии, съемок революционных по задумке и исполнению роликов для рекламы Банка «Империал», арт-хаусного фильма «Гладиатрикс» до суперхитов российского кинопроката «Дневной дозор» и «Ирония судьбы: Продолжение». На этом пути с ним было главное, что нужно талантливому режиссеру, — уникальное видение и умение зажигать людей идеями. «О, он тот еще авантюрист! Разве ’’Особо опасен’’ не авантюра?» — смеется Мария. Но авантюры Тимура всегда успешны, вот и последний проект поддержал эту цепочку удач. Вообще, «Wanted» особых опасений не вызывал — еще до премьеры автор оригинального комикса Марк Миллар выражал твердую уверенность в том, что проект выстрелит. Похоже, в этом не сомневался никто: боссы всемогущей студии Universal как-то подозрительно легко шли на риски и выполняли, казалось бы, неслыханные требования «русского режиссера» — ему выделили бюджет, к концу проекта выросший до 130 миллионов, ему отрядили Моргана Фримэна в связке с парой звезд, о которых принято говорить с придыханием. Джеймс МакЭвой, которого на Bazelevs русифицированно зовут «Маковым», был выбран Тимуром еще до его триумфальных картин «Искупление» и «Последнего короля Шотландии», а Анджелина Джоли подозрительно быстро спелась с режиссером. Тимур в своих интервью ее чуть ли не спасительницей зовет — и немудрено: мощь голливудской актрисы защищала его от ненужных разборок со студийным руководством. «Brain-drain» («перекачка мозгов») — понятие, почти забывшееся с перестроечных времен, — доходит до своего апогея в этом случае: в Голливуд зовут режиссера из диких пространств бывшего совка и дают ему все, вплоть до позволения работать с российскими студиями по производству спецэффектов. Все, лишь бы получить новое видение, свежий взгляд. Видит бог, они его получили: «Особо опасен» может быть разгромлен доморощенными критиками в пух и прах, но то, что это праздник киномана и пиршество визуальных эффектов, актерской работы, необычных ходов и динамичного действия, не увидит только слепой.

Бекмамбетов не только режиссер, который смог дорого продать себя на Фабрику грез — он патриот. Каждая новая ступень его карьеры служит толчком для предыдущей: он не ракета, которая сбрасывает детали, чтобы двигаться вперед. Когда он работал над «Дневным дозором», он перенес часть съемок в Казахстан — так что декорации «Кочевника» хоть как-то себя оправдали. Когда он занялся «Особо опасным», он настоял, чтобы визуальные эффекты создавали российские компании. Причем не только его собственная компания Bazelevs, сразу нескольким студиям нашлась работа. И вопрос не только в деньгах, которые американцы внесли в российскую киноиндустрию, — важен опыт. «Работа с американцами для нас в новинку: по-разному строится сам процесс, очень жесткая иерархия. Например, существуют два отдела, которые тесно взаимодействуют, — отдел компьютерной графики и монтажный. Так вот, я не могла просто выбежать в коридор и попросить: ’’Сэм, дай мне кассету с вон той вот сценой!’’ Надо было писать заявку, ставить кучу народу в копию, отсылать — и только потом ты получаешь желаемое. Правда, затем мы пришли к компромиссу, и стало проще работать», — комментирует Мария.

«Но это не бессмысленная бюрократия. Такая система помогает предупреждать ошибки», — добавляет Павел Перепелкин.


Павел и Мария не только создавали спецэффекты, они еще присутствовали на съемочной площадке в Чехии, куда производство было перенесено еще и в силу близости к Москве. Волнующий момент: они видели звезд.

Павел: «С Маковым я очень просто познакомился — извините, в туалете. Я работал в тот момент над цифровым двойником для главного героя и искал дублера. Я стоял в туалете, когда подошел какой-то парень. Я подумал: он бы идеально подошел — рост, параметры, даже лицом немного похож… А потом мне сказали, что это он и был».

Мария: «Я тоже увидела Макового случайно: шла по коридорам студии, и мимо меня пробежал маленький мальчик с рюкзачком, достаточно щупленький. Никогда бы не подумала, что это он…»

МакЭвой играет Уэсли Гибсона — офисного крысеныша, полностью неудовлетворенного своей жизнью лузера, который оказывается в центре колоссальной передряги с мировыми заговорами, перестрелками, убийствами по заказу, короче — в натуральной бойне. И в этой бойне характер мальчика закаляется: по ходу фильма Джеймс обрастает внушительной мускулатурой, приобретает стальной взгляд и целуется с героиней Джоли Фокс. Рассказывают, что он был образцом для подражания во время съемок: тщательно тренировался, никогда не опаздывал, делал все, что от него требовалось. Как и Морган Фримэн, который в прошлом июне отпраздновал свой 70-летний юбилей на съемочной площадке — с тортиком, свечками и поздравлениями всей съемочной команды. «Он такой статный, настоящий джентльмен, — улыбается Маша. — Как-то в поисках Тимура я забежала на съемочную площадку и нос к носу столкнулась с Фримэном. ’’Ой, здравствуйте! Как ваши дела? А он мне: ’’Прелестно, мадам. Как ваши?’’» Мария замечательно копирует тон Фримэна — вальяжный, доброжелательный и без тени пафоса.
Пафоса на съемочной площадке и не было. Анджелина Джоли покорила всех безупречной вежливостью и явным обожанием, с которым она относится к своим детям.
«Как-то раз вечером охранник привел к ней Мэддокса, — рассказывает Дмитрий Киселев (???), режиссер второго юнита, снимавший сцены со взрывами и экшн-сценами. — Так она прямо на колени перед ним бросилась, обняла его, что-то ему рассказала, расспросила про его дела. И потом вернулась на съемочную площадку. Костюмерам пришлось ей коленки оттирать».

Впрочем, отнюдь не семейная идиллия царила на съемочной площадке — лилась кровь. Один их статистов страстно желал быть убитым в кино — причем смачно, чтобы мозги разбрызгивало по стенам. «Мы придумали для него сцену, эффект специальный, на затылок ему прикрепили устройство, которое должно было сработать, когда он откидывает голову назад, оно как раз разбрызгивало бутафорскую кровь и мозги. Все получилось идеально: он получает пулю от МакЭвоя в лоб, в глазах — отчаяние и ужас, мозг плещет — красота! А потом мы видим, что он не встает. Парня увезли в больницу, откуда сообщили, что у него пробит череп». Киселев разводит руками: «Мы сначала испугались — неужели пуля была настоящей?! Быть такого не может! Выяснилось потом, что он так старательно сыграл свою роль, что, откинувшись головой, пробил поролоновую защиту на устройстве и реально разбил себе затылок. С ним сейчас все в порядке, но на площадку он больше не вышел».

Были моменты еще неприятнее — например, съемки в мясницкой. Туда для пущего эффекта декораторы свозили настоящие туши животных, которые имели тенденцию портиться и дурно пахнуть. Так что приходилось регулярно снимать все гниющее мясо, дезинфицировать помещение и оформлять все заново. А когда художник Петр Горшинин создал муляжи человеческих тел, на которых Уэсли предстояло тренироваться в стрельбе, эти «трупы», висящие посреди запаха разлагающихся свиных туш, навели настоящий ужас на съемочную группу.

Вообще, принцип был один: все, что можно снять, не прибегая к помощи компьютеров, нужно снять. Поэтому все взрывы в фильме настоящие. Сцену в библиотеке, например, снимали, заряжая бумагой специальные воздушные пушки. И не простой бумагой — копиями уголовных дел из чешского института криминалистики. «На этих кусках бумаги — реальные изображения человеческих трупов с подробными описаниями ножевых и огнестрельных ранений», — комментирует Дмитрий. Вот это то, что называется вниманием к деталям.

Фильм получился на самом деле не по-детски жестким: тут тебе и кровь, и взрывы, и крушение поезда, и нечто вообще за гранью добра и зла — Анджелина Джоли за рулем «копейки», врезающаяся в поезд. Маша рассказывает, что Джоли сама настояла на том, чтобы ездить не на крутой тачке, а «на какой-нибудь дурацкой». Тимур посмеялся, а потом предложил ей «Запорожец». Джоли одобрила и реально каталась на «Ладе». «Причем, — смеется Маша, — ВАЗ за этот продакт-плейсмент не заплатил ни копейки».
Кстати, что там с продакт-плейсментом? «Ну, эта тема реально перегрета для нашего кинорынка. Там на нем сильно не циклятся. В фильме масса брендов, которые попали туда потому, что так было нужно. Без всякой платы и прочего. Однако нам пришлось много чего затирать для русскоязычной версии фильма — у нас здесь к этому делу повышенное внимание», — делится Павел.

Несмотря на массу натурных съемок, обойтись без компьютерной графики подобный кинопроект не может. Больше всего хлопот доставил эффект, который называется «assasin mood» — то самое состояние, в котором у членов Братства во время выполнения задания проявляются их сверхспособности: суперзрение и прочее. «Проблемой стало то, что никто не знал, как это должно выглядеть. И мы исходили от обратного — так, как это не должно быть. С апреля 2007 мы бились над этим эффектом, и только в феврале этого года получили результат. Мы хотели сделать что-нибудь ненавязчивое, но интересное, и чтобы это не читалось как явный компьютерный эффект», — рассказывает Мария. Сейчас все сделано, создатели фильма пожинают плоды успеха. Картина, которая снималась нелегко, стоила колоссальных усилий, сейчас продолжает свое триумфальное шествие по кинотеатрам мира. Впереди — продолжение. В задумках у Тимура и его команды еще масса интересных проектов. Мы намерены ждать их с нетерпением, поскольку работа Бекмамбетова — это повод для национальной гордости не меньший, чем полеты наших космонавтов. И на закуску — сплетня.

«Ну, это сплетня-сплетня! — смеется Дмитрий Киселев, которому не терпелось рассказать эту историю. — Там такое дело: в Чехию с Анджелиной приехала вся ее семья. В том числе Брэд Питт. Мы как раз снимали сцену с поездом — там, где Джоли врезается в состав, — с вертолета. И во время съемок подходит ко мне пилот, такой воодушевленный, и говорит, что к нему подходил Питт и попросил научить его водить вертолет. Потом мы снимали Джоли в другой сцене, я ей говорю: ’’Слушай, ты прекрасно водишь советскую машину на механике, как же так, ты специально училась?’’ А она отвечает: ’’Да! Мы с Брэдом решили, что должны научиться водить мотоциклы, машины с механической коробкой передачи и самолет. И мы все это сделали, и самолет купили даже’’. Я говорю: ’’О, а теперь вам, видимо, придется вертолет покупать?’’ А она в ответ посуровела: ’’В каком смысле?’’ — «Как в каком? Он же будет уроки вертолетные теперь брать?’’ — ’’Какие уроки?’’ — ’’Ну, он приходил в вертолетный клуб, договаривался о занятиях…’’ — ’’А ты не знаешь, когда именно он приходил?’’ В общем, не знаю, был ли у них семейный ужин, как в «Мистере и миссис Смит», но чувствую, что зря я этот разговор затеял».