Конек-Горбунок
Режиссер Евгений Писарев, призванный поставить на сцене МХТ им. Чехова сказку Петра Ершова «Конек-Горбунок» как спектакль для семейного просмотра, верно выбрал язык, понятный всем поколениям нашей все пуще стабилизирующейся родины, — незлобивая легкая пародия на популярные жанры нашей эстрады и телевидения.
Резкие и часто эпатажные драматурги братья Пресняковы на сей раз довольно смиренно переложили поэтический текст Ершова в пьесу, стараясь далеко от сказочного смысла и сюжета не отходить. Однако словами поиграли вдоволь. Каждый следующий «социальный срез» описываемой им страны дураков изъясняется на своем сленге: например, обитатели дна морского — крошка Ерш, с испугу женившийся на грозной тетке Щуке и ставший оттого премьер-министром, пенсионер Сом и вертлявые Селедки — на приблатненном одесском, а сонм, окружающий в верхних слоях местной атмосферы начальствующее Солнце, — на отборном манагерском. Художник Зиновий Марголин объединил дурацкий мир общим изящным лубочным стилем, где дровами и пилами в разных сочетаниях изображено и море-окиян, и чисто поле, и царские палаты, и даже самолет, и Рыба-кит.
Композитор Сергей Чекрыжов и автор текстов Алексей Кортнев насытили спектакль своими песнями-пародиями — от частушек до патриотического марша «Мы за Рыбу хоть на дыбу». Альберт Альбертс поставил танцевальные номера в стиле «Ледникового периода». Дети ведь с мамами и бабушками смотрят и сериалы, и КВН, и еженедельные шоу, а значит, все эти стилистические игры им понятны и знакомы.
Ничто не мешает им следить за приключениями Ивана-дурака с закадычным дружком Коньком-Горбунком, которые, благодаря наивности своей и легковерию, сумели победить все козни и хитрости. И сколько бы взрослые создатели спектакля ни резвились взрослыми намеками, у них получился совершенно детский спектакль. Пока еще сыроватый. Хоровое пение дается мхатовской массовке с трудом. Первое действие изрядно затянуто, тем более что и действия-то в нем особого нет. Но это все скоро утрясется и приладится. Зато уже есть душка Царь (Сергей Беляев), который просит Ваню то Жар-птицу, то Царь-девицу достать просто по дружбе, а на кол посадить обещает как-то между делом, и то потому что ему так по должности положено. Есть пышнотелая и норовистая Царь-девица (Ирина Пегова), которая то кобылицей скачет, то русской красавицей по морю плывет — и все Ване навстречу. А тот — вот дурак — будто и не замечает ее красы, пока она иностранкой не прикинулась и не начала по-индийскому танцевать. Есть смешные Ерш (Игорь Хрипунов) со Щукою (Мария Сокова). Есть пара удачных шлягеров. И есть общий энтузиазм. А этого для детского спектакля уже много.