Театральный краш-тест
Каждый театрал знает, что первый показ премьеры на зрителе — еще не спектакль, а «сырец», которому предстоит поймать дыхание зала, обкататься, дозреть и не раньше прогона пятого приобрести более-менее законченные очертания. В стародавние времена, когда театры сидели на госбюджете и не зависели от продажи билетов, они могли себе позволить играть новые спектакли до официальной премьеры. Называлось это «под замену». Приходит зритель на одно название, а билетер при входе ему сообщает: «Сегодня замена. Не согласны, можете сдать билеты в кассу». А куда зрителю деваться, если он уже с утра шею помыл? Да и первым стать даже лестно. Уходили немногие. Но теперь даже такой небольшой процент сданных билетов весьма для театрального бюджета чувствителен. Вот и придумали так называемый «предпремьерный показ». Билеты продают, а критиков не пускают. Зато публике доверие оказывают. Под занавес сезона подобные «открытые репетиции» пройдут сразу в нескольких театрах.
В понедельник свою новую музыкальную комедию «Учитель танцев» (пн 25, вт 26, чт 28, пт 29 июня, 19.00) по пьесе испанского классика Лопе де Веги предъявит «Ленком». Роль находчивого молодца, который под видом учителя проникает в дом к случайно увиденной красотке, чтобы склонить ее к законному браку, сыграет Антон Шагин. Он здесь, конечно, главная приманка. Но и увидеть Олесю Железняк с Сергеем Степанченко желающих предостаточно.
Главная интрига детектива по пьесе Агаты Кристи «Свидетель обвинения» (вт 26, ср 27 июня, 19.00, Малая сцена), которую в МХТ им. А. П. Чехова ставит француженка Мари-Луиз Бишофберже, — не в перипетиях судебного заседания, а в том, как на сцене Рената Литвинова сыграет одну из лучших ролей Марлен Дитрих в одноименном фильме Билли Уайлдера 1957 года. Партнеры Литвиновой — сплошь звезды: Дмитрий Назаров, Игорь Верник и Евгения Добровольская.
Кирилл Серебренников предупреждает, что приглашает зрителей на work-in-progress будущей премьеры «Сон в летнюю ночь» (пн 25 – чт 28 июня, 20.00, «Платформа») по комедии Шекспира, над которой работает с выпускниками своего курса в Школе-студии МХАТ, преобразовавшегося в «Седьмую студию». Зритель должен быть готов к тому, что режиссер может в любую минуту вмешаться и даже остановить репетицию. Действие волшебной сказки о зыбкости любви — с приворотным зельем, эльфами, царями и непутевыми актерами-ремесленниками — Серебренников переносит в наши дни. А местом первой встречи влюбленных делает кушетку психоаналитика.
Единственной официальной премьерой этой недели станет дебют на Малой сцене Театра им. Вл. Маяковского режиссера Никиты Кобелева — недавнего выпускника мастерской Олега Кудряшова (РУТИ-ГИТИС). Он рискнул первым в России поставить нашумевшую пьесу молодого драматурга Дмитрия Богославского «Любовь людей» (ср 27, чт 28, сб 30 июня, 19.00), которая за два последних года набрала кучу премий, а в репертуар включать ее побаиваются. Слишком мрачную картину современной деревни она представляет на первый взгляд. Но посреди безделья, нищеты, насилия и пьянства особо чувствуется тоска по простым человеческим отношениям. Мечта героини о любви, тепле и покое настолько сильна, что толкает ее на убийство, которое она сама себе так и не смогла простить.
Расставаться со своим прошлым смеясь получается далеко не у всех.