Рисование с натуры | Арт | Time Out

Рисование с натуры

  10 июля 2008
11 мин
Рисование с натуры
Если очень хочется получить свой собственный портрет, обращайтесь!

Если очень хочется получить свой собственный портрет, то можно отправиться на «Арбат», в Центральный парк отдыха или непосредственно в мастерскую художника. Яна Полякова и Алена Шестакова отвлекли от работы художников-портетистов и задали им вопросы:

1. О чем думаете, когда рисуете портрет?
2. Бывает, что не удается передать портретное сходство?
3. Кому бы вы заказали свой портрет?
4. Что лучше — рисунок или фотография?
Шамиль Гулиев, работает в мастерской
Несмотря на то, что рисует с детства, Шамиль Гулиев так и не может ответить на вопрос, стал ли он уже настоящим художником или нет. Портреты считает своим увлечением, а не основным родом деятельности. Говорит, что для создания портрета этюдного характера потребуется около часа.

1. Когда наступает момент творчества, я ни о чем не думаю. Я далек от вдохновения. Думаю, что человек — это средство к исполнению задуманного, а все остальное где-то там, наверху. Мысль о том, что хочешь сделать, приходит раньше. Во время работы остается только техническая составляющая.

2. Для передачи точного портретного сходства существует фотография. А здесь внутреннее состояние художника. И еще. В процессе создания портрета человек тоже меняется. Пять минут — и он может быть совсем другим. А фотография — это миг. Хотя портрет можно сделать как фотографию, но он будет пустым и мертвым. А можно двумя-тремя мазками придать картине живость.

3. Я никогда об этом не думал. Если кто-то хочет — пусть изобразит, я не скажу «нет».

4. Это разные вещи. Но я не знаю, что лучше. Фотография бывает тоже весьма интересной. Но я считаю, лучше то, что передает сущность изображаемого.

Кустанбек Омарулы, работает по выходным в Центральном парке отдыха

47-летний художник-профессионал с двумя художественными образованиями. После окончания училища работал на киностудии «Казахфильм» мультипликатором. А сейчас занимается свободным творчеством: в собственной мастерской работает в различных техниках — акварель, масло. Портрет считает самым сложным жанром. «Здесь требуется особая точность», — говорит он.

1. Стараюсь сосредоточиться и настроиться на работу. Без настроя рисовать невозможно. Когда рисуешь портрет, необходимо знание анатомии. Это не просто копирование! Мои преподаватели учили: «Рисуя нос, ты должен видеть затылок». Это и есть то особое видение. Профессионалом я считаю лишь того художника, у которого есть образование. Художники-самоучки работают «чувствами», порой не отдавая отчет своим действиям. Портрет профессионала всегда продуман и математически просчитан…

2. Редко, но бывает. Когда нет настроя и той особенной энергии, которая движет рукой. Рисовать без нее очень сложно.

3. Я воспитывался на иллюстрациях Серова, Репина. Мне очень интересна работа Крамского «Портрет Незнакомки». У Крамского уникальное видение, он великий портретист.

4. Фотография — это дело техники. Художник помимо техники вкладывает в рисунок свою душу, свою «точку видения», свой почерк, который у каждого мастера индивидуален. Работая уличным художником, я получаю огромное удовольствие от общения с людьми, с коллегами. И потом, это тренировка, опыт. Хотя опыта у меня и так достаточно. На улице работаю уже около 20 лет, но каждый день учусь заново!

Амиржан Кадиев, работает по выходным в Центральном парке отдыха

Основная деятельность Амиржана Кадиева — работа художником-постановщиком на киностудии «Казахфильм». Сейчас он с командой работает над анимационным фильмом «Куйшек». Считает, что иллюстрация — жанр нелегкий. «Трудность в том, чтобы найти правильные образы для вымышленных героев. В каждой линии необходимо отразить характер», — говорит он. А работа уличным художником — хобби, которое заменяет отдых и приносит удовольствие.

1. Когда ко мне садится клиент и заказывает портрет, я становлюсь на время психологом. Я смотрю не только на внешние данные человека, но и стараюсь заглянуть во внутренний мир. Иногдая задаю клиенту какие-то вопросы, чтобы завершить мой «мысленный портрет». Часто мой воображаемый портрет и нарисованный совпадают, и человек остается доволен.

2. Бывает. Знаете, когда черты лица очень правильные, человека бывает сложно нарисовать, не за что ухватиться.

3. Хороший вопрос. Тициан, Ренуар. Мне нравится стиль авангарда в портрете. Или Ван Гог, у него особое цветовидение мира.

4. Я бы не стал называть фотографию искусством. Это техническое мастерство.

Турар Уакасов, работает ежедневно на «Арбате»

Вот уже 10 лет рисует людей на «Арбате». До этого удалось поработать и художником-оформителем в совхозе, и на киностудии «Казахфильм», и в Музее им. Кастеева. Страсть к рисованию появилась еще в детстве — Турар расписывал стены, а мать ругала его за это.

1. Мой отец прекрасно рисовал, думаю, мой дар от него. Это безумно интересно! Когда мы работали в киностудии, время буквально летело.Утром приходил, начинал рисовать и, не вставая, мог просидеть за рисунком до позднего вечера. Необходимо знать основы актерского мастерства, изучать мимику, характер человека. Постепенно в работе начинаешь вживаться в образ.

2. Портрет — это сложный жанр. Я не люблю, когда мне позируют. Я общаюсь с человеком и одновременно стараюсь передать его характер в линиях. Мне неуютно работать с человеком, который старается принять позу, делает серьезное лицо. Несмотря на трудности, я всегда стараюсь доводить работу до конца.

3. Я заказал бы свой портрет своему другу Талгату Тлеужанову. Ему всего 30 лет, но он очень талантлив.

4. Художники — хорошие психологи, и потому портрет передает характер человека. Сегодня портреты часто заказывают в качестве подарка — на юбилей, любимой девушке и т.д.

Марат Айтбаев, работает по выходным в Центральном парке отдыха


Говорит, что можно называть его просто Марат и Марат-бей. «Художнику не обязательно помнить свою фамилию, у художников нет имен в этом мире», — говорит он. Из института его выгнали за плохое поведение. Сначала учил детей рисованию в джамбулской школе, а потом был художником на разных заводах. С начала 90-х плотно обосновался с мольбертом в Центральном парке отдыха. «Работаю уличным художником потому, что, кроме как рисовать, ничего не умею».

1. Мне трудно назвать то, что я делаю работой. Я рисую автоматически. Когда ко мне подходит человек, мне в первую очередь хочется доставить ему или ей радость. Даю себе установку: «Марат, у тебя должно получиться то, что ты задумал!» Когда я доволен результатом, я ставлю последний штрих и… ломаю кисточку! Это моя традиция.

2. Был случай, мне надо было нарисовать женщину. Обычно я рисую минут тридцать. Эту женщину я пытался нарисовать полтора часа, и безрезультатно. Карандаш буквально падал из рук. В итоге я так и не нарисовал ее, сказал, что мне нужно отлучиться на пять минут, а сам спрятался и тайком дожидался, пока она уйдет. Я с грустью вспоминаю об этом. Если вдруг она читает сейчас эту статью, я хотел бы обратиться к ней и сказать: «Прошу прощения!» Иногда я не могу нарисовать портрет с фотографии, причину тоже сложно объяснить.

3. Только Крамскому, я восхищаюсь им, он гениальный художник. Или нашему современнику Талгату Тлеужанову.

4. Фотоаппарат снимает то, что есть. Художник — автор, он творит свой мир. Композиция, подбор красок, оттенки — картина начинает дышать, в ней теплится жизнь.

Едилбай Курыкбаев, работает в Центральном парке отдыха по выходным
Художник с образованием. Окончил АГУ им. Абая и защитил дипломную работу именно по портрету. А сейчас работает учителем черчения и рисования. И вот уже 12 лет рисует людей в парке. «Рисую для того, чтобы порадовать не только клиента, но и себя. Я очень доволен, когда работа получается хорошей», — рассказывает он. Но и педагогическую деятельность в школе не бросает, так как очень любит детей. «Я вообще люблю людей. Старик, женщина, девушка, юноша — мне интересен в первую очередь сам человек!» — говорит Едилбай.

1. Когда я рисую, я узнаю человека ближе. Человек позирует и не подозревает, как много рассказывает о себе. Художник должен быть искренним. Например, нужно нарисовать портрет. Бывает, что не получается придать правильную форму глазам, но важно не останавливаться, делать наброски и добиваться результата до тех пор, пока глаза не будут такими, как у модели.

2. Сложно рисовать капризных людей. Они сразу выдают себя.

3. Рембрандт, Леонардо Да Винчи. Это великие портретисты.

4. Рисунок — это не простое копирование, а настоящая искренность, в первую очередь с самим собой. Нельзя ничего приукрашивать или, наоборот, ухудшать. Говорить правду, как и в жизни.

Ермек, работает ежедневно на «Арбате»


Рисовать научился сам, никаких специальных учебных заведений не оканчивал. «Как и все, рисую с детства. Кто-то становится строителем, кто-то президентом, а я продолжаю рисовать», — говорит он.

1. Портрет — это мой жанр. Рисуя портрет, я решаю одновременно много задач. Мне необходимо увидеть, отразить, передать, уловить и ничего не пропустить. Во многом результат зависит от моего состояния. Мне нравится рисовать портреты. «Арбат» в этом плане дает прекрасные возможности: столько людей, и все разные. Мне все равно, кого рисовать. Однажды мне позировал даже ребенок в коляске.

2. Трудности… Можно, я расскажу лучше о своем рекорде?1 декабря, Пласа Майор — сердце Мадрида, огромная ярмарка. В тот день было довольно холодно — 7 градусов, а я сделал семь портретов. В 23.30 я дорисовал последний портрет девушки, и больше уже не мог пошевелить руками. Со всеми этими людьми мы общались на каком-то своем языке. Передо мной выстроилась огромная толпа, было тяжело, но как я мог отказать?

3. Свой портрет я бы заказал самому себе. У меня уже есть автопортрет на черной бумаге, нарисованный тремя цветами, как на флаге Бельгии: черным, желтым и красным. Я нарисовал себя во время поездки в Европу.

4. Фотография и рисунок— это абсолютно разные вещи. В фотографии нет жизни, хотя, постойте… Мой автопортрет украли здесь, на Арбате, а у меня на память о нем осталась фотография. Я затрудняюсь ответить.

Есмгалей Жунамов, работает в мастерской
Мечта стать художником родилась еще в школьные годы. И после службы в военно-морском флоте поступил в художественное училище. Помимо непосредственно художественной деятельности работает преподавателем живописи, рисунка и композиции в Казахской национальной академии искусств им. Т.К. Жургенова.

1. Когда я начинаю работать над портретом, то сначала обязательно должен узнать хотя бы эпизоды из жизни этого человека. Они и наталкивают на размышления. Начиная от закладки рисунка и поиска композиции и заканчивая разработкой цвета, в котором предстанет портрет: либо в теплых тонах, либо в холодных.

2. Бывали такие случаи, и очень часто. Заказчик требует точного сходства, а художник, вкладывая свои чувства и размышления, может от этого сходства отклониться. Поэтому у художника внутри возникают глубокие противоречия. Нам известны случаи, когда даже у великих мастеров-импрессионистов заказчик отказывался от портрета.

3. Я бы доверил свой портрет хорошему художнику. Есть ряд таких мастеров в Союзе художников. А нарисуют или нет — это их дело. Но посмотреть на себя со стороны всегда интересно.

4. Конечно, перевес преимуществ у живописи. Фотография отражает только факт. А в портрете хороший мастер передает еще и ощущение времени. О фотопортретах этого не скажешь. Фотохудожник выбирает мотив, но композиционно он ограничен. Хотя фотографии могут быть хорошо композиционно решены, но там нет колебания души художника.

Бахыт Шарденов, работает в мастерской

Примером для подражания всегда был отец — народный художник Казахстана Жанатай Шарденов. И вот уже 30 лет Бахыт Шарденов продолжает семейную традицию.

1. Я пытаюсь понять того человека, которого рисую, чтобы передать его внутренний мир. Особенно уделяю внимание глазам — зеркалу души. Именно они говорят о душевном состоянии человека, о его ценностях.

2. Бывали случаи, когда приходилось писать портреты людей, которых уже нет. Тогда достичь сходства намного тяжелее. В этом случае портрет пишется в несколько этапов. Родственник-заказчик приезжал и корректировал изображение. Но в основном заказанные портреты принимались.

3. У меня много друзей. Например, Мурат Ахметов. Есть портреты, в которых он делает акцент не на сходство, а на цвет. Это тоже очень интересно. Но я не считаю себя дошедшим до того момента, когда бы с меня могли писать портрет. Но автопортрет я писал.

4. Конечно, портрет с натуры. Здесь видишь соотношение, параметры, форму. И когда пишешь с натуры, то разговариваешь с человеком. А это намного лучше.