Сделать Москву лучше | Город | Time Out

Сделать Москву лучше

Игорь Шулинский, Марина Великанова, Кира Константинова   2 июля 2012
8 мин
Самодельные дорожные знаки, велосипедные маршруты, картины в туннелях и другие способы сделать город красивее и удобнее.

Когда впервые приезжаешь в Европу, поражаешься даже не тому, сколько стоит вино в супермаркете, а тому, что поезд, на который тебе нужно пересесть, ждет, пока ты войдешь в вагон. Сложно привыкнуть к тому, что там все сделано, чтобы тебе было удобно. Удобно работать, учиться, путешествовать. Пока в России все хамили друг другу, европейцы делали комфортные кресла, устанавливали скульптуры в парках, придумывали типографику городов, которая помогает в них ориентироваться. «Зачем это? — подхихикивали наши инженеры. — Это же не Космос». А оказывается — Космос, да еще какой. Человеку должно быть удобно и легко жить. И чтобы вокруг было красиво. У нас появляются люди, способные инсталлировать европейские правила в это холодное пространство. Наивно, скажете вы? Немного по-левацки? Но группы «Партизанинг», «Красивый город», «Оживленный город» начали свою деятельность совсем недавно. И уже сделали город человекоразмерным.

«Партизанинг»

Ребята из группы со смешным названием успели прославиться самовольной установкой уличных знаков — часто более полезных, чем регулярные.

Мэйк (Антон Польский) активист, художник, редактор partizaning.org:

Наша первая акция была посвящена велосипедистам — мы проложили велосипедный маршрут по городу и снабдили его прикольными знаками с двойным смыслом. На участке, где водители едут быстрее всего, стоял знак «Взятка на дороге» — там всегда сидели гаишники в засаде и тормозили нарушителей. Знак «Пьяные пешеходы» был установлен напротив клуба «Солянка». Это и предупреждение, и своеобразная памятная табличка. Знак «Осторожно, впереди тандем» — пожалуй, самый известный. Его мы вешали прошлой осенью. Его и убрали первым. Мы не городские хулиганы, как Ноэль Годин, который кидается тортами в политиков. Но мы можем нарисовать переход там, где он необходим, так на Киевской и на Пятницкой появились зебры«Партизанинг» установил в Тропарево почтовый ящик для сбора пожеланий, как улучшить жизнь района. Результаты опубликуют в интернет-газете «Бамбук». У нашего сайта несколько целей: продвигать социально ориентированное уличное искусство; одомашнивать город посредством интервенций; вовлекать людей в совместную деятельность.

Горожане всегда лучше знают, что нужно городу. Помимо сайта, «Партизанинг» — это еще направление в искусстве. Пространства в Москве слишком регламентированы — поэтому скучны. Мы лавку оранжевую поставили со смешной надписью, а ЖКХ перекрасило ее в серый цвет. Почему в серый? Не в зеленый или желтый? Мы этим летом совместно с управой будем проводить воркшопы о соседских взаимоотношениях в Тропарево, Печатниках, Митино. Этот проект будет финансировать Стрелка. До этого все делали за свой счет. После митингов и истории со знаками мы поняли: люди сами могут все сделать. В каждом районе сейчас работают молодые муниципалы, которые помогают активистским сообществам. Если хотите улучшить район, всегда можно найти поддержку. Если, скажем, хотите покрасить забор или засадить клумбу, главное — делать это уверенно, и никто не заподозрит в вас «нарушителя». Или закамуфлироваться под работника ЖКХ.

Несколько человек На туннель ушло 100 литров краски разных цветовперекрасили туннель по пути к «Винзаводу» — о художественной ценности росписи можно спорить, но ходить там теперь не так страшно, как раньше.

Ксения Лапенина, соорганизатор акции «Красивый город»:

Я не художник, не дизайнер — работаю в телекоммуникациях. Идея разрисовать туннель пришла в голову создателю тренинговой компании «Технологии изобилия» Ольге Мансуровой. А мы с друзьями ее реализовали. Наши офисы расположены недалеко от «Винзавода», единственная дорога к нему — через туннель, куда зайти страшно. Решили его облагородить. От идеи до воплощения прошла неделя. За один день мы договорились о краске, разработали макет и нашли контакты управы. Собрали подписи с офисов, которые находятся на «Винзаводе». Отнесли в управу письмо: «Мы, клиенты и сотрудники компании, хотим раскрасить туннель, все расходы берем на себя. Просим утвердить нашу идею. Никакой рекламной информации в туннеле содержаться не будет». Разрисовали туннель сказочными героями. Тема добрая и вечная, русская, к ней нельзя придраться с точки зрения политики. Всей работы было — почистить стену и раскрасить. Рисовали ночью — когда нет людей. Освещение там слабое. Мы ставили машины и включали дальний свет. Договорились с близлежащим рестораном, протянули от них удлинитель с розеткой, включили проектор на стену и по нему рисовали.

Ходили и к «Винзаводу». «Винзавод» сказал, что наши рисунки к современному искусству отношения не имеют. Мы оставили им одну стену нераскрашенной — если захотят нарисовать что-то свое. Весь проект был бесплатным — друзья-художники бесплатно рисовали. С краской нам тоже повезло — наткнулись на английскую компанию Dulux. Оказалось, они поддерживают подобные акции по всему миру, создали проект Let’s colour. Одна проблема — расклейщики объявлений. Мы их снимаем каждый раз, когда проходим. Но они опять появляются.

Ольга Дука, агентство Improve, соорганиУчастник фестиваля Селена Волконская предлагает проект по озеленению крыш Москвызатор «Оживленного города»:

Наша команда менеджеров, архитекторов, урбанистов, журналистов — конструктивно настроенные люди, которые хотят жить в удобном городе. Мы проводим политику малых дел — начни со своего двора, подъезда. Планы у нас грандиозные — долгосрочное улучшение городских пространств. Наш фестиваль пройдет осенью совместно с Гете-институтом в Москве, Басманной управой и Artplay при поддержке Департамента культуры. Сейчас мы в стадии согласования всех бумаг и разрешений. Почему именно Басманный район? Я там живу.

Главная цель — убедить жителей: даже один человек способен что-то изменить. Вторая цель — наладить обратную связь с властями, как это делают юристы из «Дом. Двор. Дороги». На их сайте есть образцы заявлений, ссылки на интернет-приемные. Если прийти в управу, вам скажут: нет денег. А когда заявка поступает через интернет и регистрируется, чиновник обязан на нее отреагировать. Для улучшения дворов мы привезли немецкое бюро Topotek1, которое проводит воркшопы. Социолог Аня Широкова пишет опросники, а мы с волонтерами ходим по улицам. Выводы передаем урбанистам, например, Глебу Виткову, они совмещают данные от жителей со своими идеями.В рамках фестиваля пройдет популярный в мире флеш-моб «Сэндвич для соседа»: люди одева- ются в вещи одного цвета, приносят еду и знакомятся с соседями по району

Ребята с urbanurban.ru подсказывают нам, как соорудить клумбу вместо ямы или избавиться от бумажного спама в почтовых ящиках. Хотим предложить управе сделать заказ на мусорки, скамейки от русских дизайнеров, сделать территориальное брендирование района. Хотим трансформировать туннель из Курского вокзала на улицу Казакова. Присоединяйтесь!

Наталья Галкина, директор Мосгорпарка:

В США многие простран- ства существуют на деньги горожан. Если к нам придут жители близлежащих районов с такой инициативой, я поддержу. Сейчас мы как раз обсуждаем идею Народного парка на Ходынском поле. Если вы хотите облагородить свой район — сделать его зеленым или украсить граффити, — приходите к властям, сегодня инициативы как никогда поддерживаются.

Agents of Change на «Стрелке»

«Стрелка» в этом году снова организует программу, посвященную общественным пространствам.«Стрелка»

Екатерина Гиршина, куратор летнего проекта Agents of Change:

Мы покажем все интересные проекты за год, которые повлияли на облик Москвы, пригласим их основателей. В рамках публичных интервью мы организуем встречи с людьми разных профессий, связанных с развитием города, чтобы продемонстрировать: развитие городской среды касается не только узкого сообщества архитекторов и урбанистов. В течение лета мы будем обсуждать ключевые вопросы для развития Москвы. Пройдет конференция по изменению промышленных зон. Можно будет учиться у экспертов тому, как начать работать с муниципальными властями, местными жителями и проводить точечные изменения. Мы договорились с муниципалитетами Москвы (Печатники, Южнопортовое, Тропарево-Никулино) о сотрудничестве. Приглашенные эксперты: Эдуарду Соуту де Моура (архитектор, лауреат Притцкеровской премии 2011 года), Жак Херцог и Пьер де Мерон (притцкеровские лауреаты 2001 года), Скотт Назарян (Frog, США), Жанкарло Маццанти (архитектор, Колумбия), Пери Чен (художник, сооснователь проекта Kick-Starter), Егор Коробейников (urbanurban.ru), Алексей Митяев (проект велодорожек в Москве), Антон Польский («Партизанинг»).

«Флакон » и спальный район

Жители Северного Медведково обратились к сотрудникам «Флакона», чтобы те придумали, как оживить их скучные дворы. Но денег на этот проект пока нет.

Анна Нистратова, куратор культурных и социальных проектов дизайн-завода «Флакон»:

Дизайн-завод «Флакон»К нам пришли инициативные жители с предложением изменить внутренний и внешний вид подъезда, чтобы как-то стимулировать неблагополучные социальные слои к изменениям. Мы были готовы за это взяться. Необходимы были бюджет на краску и символический гонорар художникам, 10–15 тысяч. Но выяснилось, что жители хотят, чтобы за все платила управа. Дом находился в странном положении: не было домофонов, были открыты крыши. Жители решили ждать помощи от управы. Наши художники много чего делают бесплатно, а тут нужно помочь людям решить их же проблемы. Если этот опыт послужит созданию новых механизмов, мы будем рады.

Ирина Митрофановна, жительница Северного Медведково, обратившаяся к дизайн-заводу «Флакон» за помощью:

Мы хотим новой жизни, но сил для этого у нас маловато, есть одно желание. И вот мы обратились к ребятам из «Флакона». Мы хотели, чтобы они расписали нам стены, но не за наши деньги (мы и так, построив себе предбанники, отремонтировали почти треть подъезда), а чтобы управа нам помогла. Нужно нащупывать пути взаимодействия с управой, чем мы и занимаемся.