Зарубежные фестивали
К началу XXI века главные европейские театральные фесты — Авиньонский и Эдинбургский — достигли такой популярности, что перестали искать по всему свету лучшие спектакли, а рискнули сделать ставку на эксперимент или социальную значимость. Эдинбург пытался включить в единое пространство западной сцены традиции восточного театра. А Авиньон каждый год поручал готовить программу новому, ярко заявившему о себе режиссеру, который как арт-директор выбирал участников по своему вкусу. Признанные мэтры стали своими премьерами поднимать престиж других фестивалей. Теперь, например, ежегодно устраиваемый в мае – июне «Фествохен» в Вене мало чем уступает двум названным ветеранам. Однако иногда и им хочется побаловать себя «лучшими из лучших». А их не так много. В результате программы всех трех фестов этого года оказались очень похожи. Практически все хедлайнеры Авиньона и Эдинбурга уже для разминки засветились в Вене. Но резонанс такой, что только подстегнул продажи билетов на двух других.
Авиньон
Арт-директором Авиньона 2012 (сб 7–сб 28 июля) стал английский режиссер Саймон МакБерни, создатель и руководитель удивительного синтетического театра «Комплисите» (Лондон, Великобритания), где музыка, драма, пластика, видео и сценография сплавляются на сцене в настоящее волшебство. Как были сделаны спектакли «Улица крокодилов» по рассказам Бруно Шульца или «Шум времени» о Шостаковиче, которые поразили Москву в свое время, до сих пор понять никто не может. Как же может развернуться его фантазия на почве булгаковского романа «Мастер и Маргарита», который МакБерни ставил специально для открытой сцены Папского дворца в Авиньоне с использованием 3D-анимации! Те, кто видел пробный показ в Вене, не могут забыть полета героев над Москвой и звездного неба над Иерусалимом.
Еще одна знаменитая англичанка Кети Митчелл покажет в Авиньоне сразу два спектакля. Первый — «Кольца Сатурна» по роману Себальда, поставленного в Шаушпиль (Кельн, Германия). Искусное использование видео позволяет ей совершить путешествие в сознание путника, которого пейзажи Суффолка повергают в мировую меланхолию. Второй — «10 миллиардов»: проект Оксфордского театра (Великобритания), в котором визуализируются размышления ученого Стивена Эммотта о том, что станет с нашей планетой, когда нас на ней станет на треть больше.
Завсегдатаи фестиваля, успевшие стать и любимцами московской публики, вновь оказались в афише. Жозеф Надж исполнит камерный пластический дуэт «Атэм» с Анне-Софи Лансели при свечах для шестидесяти зрителей на темы гравюры Дюрера «Меланхолия». А Томас Остермайер, наоборот, с размахом посмеется над западной демократией, основанной на праве большинства, в спектакле берлинского «Шаубюне» «Враг народа» по пьесе Генрика Ибсена. Ромео Кастелуччи вновь исследует влияние образа на случайного зрителя, рассказывая истории, случившиеся с посетителями нью-йоркского ресторана «Четыре сезона», где были вывешены картины Марка Ротко. Самый нежный в мире мизантроп — швейцарец Кристоф Марталлер, с добродушной ухмылкой доказавший, что человечество — лишь нелепая шалость создателя, неожиданно взялся за мюзикл. Действие его спектакля «Моя прекрасная леди» проходит в лингафонном кабинете, где иностранцы старательно изучают английский. Положенные на музыку Вебера, Вагнера, Равеля и Брайана Адамса мучения неофитов доводят зрителей до смеховой истерики.
Эдинбург
Ту же «Леди» Марталлера пригласили и в Эдинбург (чт 9 августа – вс 2 сентября). Шотландский фестиваль куда больше внимания уделяет опере и балету. Драматических спектаклей в официальной афише немного, но все отменные. Поляк Гжегож Яжина покажет очень жесткую бойню «Макбет», в которую превращается борьба шекспировского генерала с террором свергнутого им короля. Японец Тадаши Сузуки в спектакле «В ожидании Ореста: Электра» переносит действие трагедии Эсхила в психбольницу (одна из версий этой постановки идет в Театре на Таганке). Румын Сильвиу Пуркарете отправит зрителей в новое путешествие Гулливера под музыку ирландца Шона Дэви — «После Джонатана Свифта».
Но главным событием феста может стать уже показанная в Вене эпопея Арианы Мнушкиной «Крушение “Безумной надежды”». Ее Театр Солнца разыгрывает историю о том, как в парижском трактире в 1914 году пионеры синема из подручных средств пытаются сделать фильму по роману Жюля Верна «Кораблекрушение “Джонатана”». Накануне Первой мировой войны самодеятельная труппа пытается хотя бы виртуально спасти «красного эрцгерцога» Иоганна Сальватора Габсбурга, который осмелился со своим кузеном кронпринцем, убитым в Майерлинге, проповедовать Соединенные Штаты Европы, равенство всех перед законом и мир во всем мире. Но корабль, на котором он бежал из Европы, терпит крушение, как и все его надежды. Спектакль Мнушкиной не только о судьбах Европы и ее иллюзиях, но и о театре, который купается в этих иллюзиях, отгораживаясь ими от реальности, или имеет мужество их разрушать.