Закрытие оперного сезона
Советский Союз вроде бы закончился уже лет двадцать назад, но это мало отразилось на укладе театральной жизни — муниципальные и федеральные власти, в чьем ведении находятся музыкальные театры, по-прежнему зорко следят не столько за качественными, сколько за количественными показателями их работы: то есть сколько спектаклей за какой период времени сыграно — причем чем больше показатели, тем лучше — примерно как рекордный уровень надоев в колхозе. Для публики, которую мало волнуют цифры и счетчики, этот фактор театральной жизни тем не менее оборачивается плюсом — оставшись в душном городе в июле, вечером по-прежнему можно купить билет в театр — причем без обычного сезонного ажиотажа. Более того — иногда в театре можно увидеть что-то интересное или вовсе выдающееся.
В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, например, весь июль идут самые популярные репертуарные названия — начиная с последнего призера «Золотой маски» спектакля «Сказки Гофмана» Оффенбаха в изобретательной сценографии Валерия Левенталя (11 июля) и заканчивая трогательной «Богемой» Пуччини, в финале которой рыдают все присутствующие, в зале, на сцене и иногда даже в оркестровой яме (12 июля). Дальше — больше: в течение следующих ближайших недель Музыкальный театр покажет «Пиковую даму», «Мадам Баттерфляй», «Майскую ночь», «Лючию ди Ламмермур», «Тоску» и «Силу судьбы». Особенно хочется порекомендовать «Лючию» (18 июля), ибо в главной роли вновь будет блистать Хибла Герзмава (билеты точно надо приобретать уже сейчас), и «Мадам Баттерфляй» (26 июля), где на сцену в одной из своих коронных партий выйдет Ольга Гурякова.
Ближе к Кремлю, на той же Большой Дмитровке, на Новой сцене Большого театра, тоже не ушли еще в летнюю спячку. Четыре спектакля «Кармен» (12, 13, 14, 15 июля), самой популярной оперной партитуры на земном шаре, проведет с толком, чувством и расстановкой французский дирижер Эммануэль Жоэль-Орнак. В первом и третьем из них появится певица, для которой, собственно, режиссер Дэвид Паунтни и придумал пять лет назад свой не слишком изысканный, но вполне веселый и красочный спектакль, — болгарка Надя Крастева в роли Кармен. Как только она появляется на сцене, вопросов к постановке более не возникает — вот она, шикарная цыганская оторва, которая может свести с ума хоть бедного солдата, хоть Господа Бога. Впрочем, и Светлана Шилова во втором составе тоже может добавить красок хрестоматийному образу. Насладившись испанскими страстями, можно закончить в более интеллектуальном ключе — Большой завершает сезон четырьмя спектаклями «Кавалера розы» Рихарда Штрауса — одной из самых красивых постановок, которые когда-либо видела историческая сцена театра. За дирижерским пультом — музыкальный руководитель театра Василий Синайский; в главных партиях — превосходные западные и российские певцы: Мелани Динер, Анна Стефани, Любовь Петрова, Стивен Ричардсон в первом составе (19, 21 июля), Екатерина Годованец, Александра Кадурина, Алина Яровая. Манфред Хемм во втором (20, 22 июля). Столь качественным зрелищем (не говоря уже об изумительной музыке) вполне смогут удовлетворить свой интеллектуальный голод те, кто по каким-либо причинам не вы брался в летний Зальцбург, Люцерн или Мюнхен, — московский «Кавалер розы» вышел на удивление европейским спектаклем по форме и содержанию.