Театральные итоги сезона
Прошлый сезон принес не только с десяток отменных спектаклей на любой вкус, но и множество обещаний грядущего театрального бума. Совсем юные актеры сыграли несколько крупных и ярких ролей. Недавние выпускники режиссерских мастерских сделали пробные шаги на малых сценах и получили предложения поработать на больших. Свершилось невозможное, и во главе академического театра оказался действительно талантливый режиссер поколения нулевых: художественным руководителем Театра им. Вл. Маяковского был назначен Миндаугас Карбаускис. Наконец, образовался новый авторский театр: Кирилл Серебренников учредил из своего еще не закончившего Школу-студию МХАТ курса «Седьмую студию», которая совместно с «Винзаводом» запустила проект «Платформа», получив солидное государственное финансирование и переоборудованный «Цех белого». Только что завершившийся сезон оправдал далеко не все надежды, но кое-что все-таки получилось. О спектаклях в Time Out писали уже много. Поговорим о местах, где жизнь в этом сезоне так кипела.
Возрождение «Маяковки»
Возглавив большой театр, с интересной историей, с труппой под сто человек, двумя вместительными и еще одной камерной площадками, чудовищно безвкусным репертуаром, в состоянии полного раздрая после глубокого и продолжительного застоя, Миндаугас Карбаускис повел себя на удивление взвешенно. В «хозяина» не играл: никого из актеров не выгнал, предпочтя дать им возможность проявиться в новых работах. Ни одного заделанного до него проекта не остановил. Предложил молодым режиссерам программу спектаклей о Маяковском на малой сцене. Вышел только один — «Маяковский идет за сахаром» — очень слабый, но это только первый блин… Сам поставил «Таланты и поклонники» по пьесе Александра Островского с ведущими актерами про них самих и суть театра вообще, который большинство критиков признают лучшим спектаклем московского сезона. Своему помощнику режиссеру Александру Керучекову дал выпустить многонаселенную премьеру «для кассы» «На чемоданах» по комедии Ханоха Левина на большой сцене. Полета не высокого, но собирает полные залы и дает блеснуть некоторым исполнителям изрядным мастерством. А закрыл сезон рискованным дебютом выпускника «Мастерской Кудряшова» Никиты Кобелева на малой сцене по спорной, тяжелой, но получившей много драматургических премий пьесе молодого Дмитрия Богославского «Любовь людей». При некоторых длиннотах, спектакль весьма серьезный, заявляющий не только имя нового режиссера, но целый актерский ансамбль. Особенно исполнительницу главной роли Юлию Силаеву, которая прежде ничего существенного не играла. Прав Карбаускис. С этой труппой стоит повозиться. Там еще много таких «спящих» звезд. Итог сезона очень «рабочий», приоткрывающий перспективу. И главное — публика в «Маяковку» пошла толпами.
«Платформа» для эксперимента
Серебренников в своем новом собственном театре хозяин полный. И ресурсов ему пока хватает, чтобы о кассе особо не заботиться. Он со своими ребятами за этот сезон чего только не попробовал: концерты, мастер-классы, медиафестиваль, синтетические (сочетающие музыку, драму и видео) этюды в режиме «открытых репетиций» «Метаморфозы», современную оперу для драматических актеров Юрия Лобикова «Охота на Снарка», современную оперу Сергея Невского об аутистах «Autland» с участием профессиональных музыкантов (VocaalLAB, Нидерланды, и хор Questa Musica, Россия) и телеведущей Светланы Сорокиной. Все довольно любопытно и пока очень по-студенчески: азарта больше, чем мастерства. Но ведь для начала — что еще нужно? Под занавес сезона Серебренников показал открытую репетицию, которую сам называет «сырой», спектакля-приключения по комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Им откроется следующий сезон «Платформы», обещающий еще много неожиданностей.
Риск — благородное дело
«Современник» оказался самым рисковым театром этого сезона. Галина Волчек дала полную свободу Гарику Сукачеву и компании в панк-постановке «Анархия», вызвавшей бурю эмоций в профессиональном сообществе и волну новых зрителей. Не побоялась второй раз войти в одну реку: Евгений Арье — режиссер лучшего спектакля прошлого сезона «Враги: история любви», с той же постановочной группой и главным актерским дуэтом: Чулпан Хаматовой и Сергеем Юшкевичем — выпустил «Скрытую перспективу» по пьесе американца Дональда Маргулиса . И снова споры. Пригласила в труппу сразу трех молодых режиссеров: Екатерину Половцеву, Егора Перегудова (оба — «женовачи») и Кирилла Вытоптова (из «кудряшей») — и пустила их на большую сцену. Половцевой даже доверили главных звезд: Марину Неелову и Алену Бабенко, с которыми она еще не очень справилась, иногда идя у них на поводу. Но в результате получилась очень искренняя, очень женская и мало кого оставляющая равнодушным «Осенняя соната» по сценарию Бергмана. Работа Перегудова перенесена на следующий сезон. А Кирилл Вытоптов с большим трудом, после года репетиций, к самому концу сезона довел до открытых прогонов на публике инсценировку романа Всеволода Бенигсена «ГенАцид». И надо видеть, как купаются в тексте и в играх, затеянных режиссером, современниковские артисты. Премьеру сыграют осенью.
Методом проб и…
Еще одной ареной для молодых режиссеров вновь стал Центр драматургии и режиссуры. Премьер много, удач мало. Но все — интересно! Особенно выделю пилотный спектакль проекта «Кумиры. Новый формат» «Путешествие Алисы в Швейцарию», в котором потрясающе играет дуэт замечательных актрис: Ольги Яковлевой и Елены Морозовой. Очень важно, что актеры такого мастерства и таких судеб в профессии, как Яковлева и Неелова, готовы работать с новой драматургией и молодыми режиссерами, для которых поиграть на «страдивари» — опыт неоценимый.
Внимание не только зрителей, но и профессионалов привлекла серия режиссерских лабораторий под общим названием «Мастерская на Беговой». В этом сезоне их прошло целых четыре. А значит, шестнадцать начинающих режиссеров получили возможность заявить о себе, показать свои эскизы в Москве, а то и получить право на постановку. Правда, пока выпущенные премьеры получились куда менее удачными, чем обещали эскизы. Но ЦДР рук не опускает и уже запустил в работу еще парочку. Есть у этой лаборатории и «побочные» результаты. Например, МХТ им. А. П. Чехова в июне устроил у себя подобную лабораторию под названием «Здесь и сейчас». И по крайней мере два эскиза: «Налетела грусть, боль незваная, вот она любовь окаянная» Дмитрия Волкострелова по пьесе Павла Пряжко и «Семейные сцены» Анны Потаповой по пьесе Анны Яблонской — очень даже стоит довести до премьеры. И еще: «засветившихся» на Беговой выпускников мастерской Леонида Хейфица (РУТИ-ГИТИС) пригласила к себе в Московский ТЮЗ Генриетта Яновская. А два лучших их дипломных спектакля: «Четвероногая ворона» Павла Артемьева по рассказам Хармса и «Лейтенант с острова Инишмор» Александра Суворова по пьесе Макдонаха — даже войдут скорее всего в репертуар. Естественно, доработанные с актерами мтюзовской труппы. А это значит, что в следующем сезоне еще одним полигоном для дебютантов станет больше.
Театр Наций из их числа и не выходил. Кроме приглашенных мэтров: Андрея Могучего (Санкт-Петербург) и Томаса Остермайера (Берлин, Германия) — в этом сезоне здесь выпустил спектакль «Шоша» по роману Башевиса Зингера еще один «кудряшовец» Туфан Имамутдинов. И именно он долгое время входил в пятерку лучших премьер сезона. И именно в нем одну из своих лучших ролей за последние годы играет Роза Хайруллина. И это еще одна встреча начинающего режиссера с по-настоящему крупной актрисой и личностью.
Вот уж не ждали
Самой большой неожиданностью уходящего сезона стало то, что наш многажды похороненный, сброшенный с корабля современности театр оказался способным мгновенно реагировать на события сегодняшнего дня. Из пены Болотной явился настоящий политический театр. Художественных достижений он не дал. Но ему и не до них. «Circo Ambulante» Андрея Могучего (Театр Наций) с вызывающей речью Лии Ахеджаковой в финале, неостановимое глумление «БерлусПутина» («Театр.doc»), предсказание информационной блокады в «Жаре» Владимира Агеева («Практика»).
Это ли не признаки жизни!