«Мастер и Маргарита» на фестивале в Авиньоне






66-й международный самый крупный в Европе театральный фестиваль в маленьком средневековом городе Авиньон на юге Франции открылся колоссальной постановкой английского режиссера Саймона МакБерни романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Под открытым ночным звездным небом во дворе Папского дворца около 5 тысяч зрителей накрывало мощными видео-волнами: то старинные стены окружающих двор соборов вдруг открывались галереей высоких арочных окон будто бы дворца Пилата с видами окрестностей Иерусалима, то все пространство превращалось в 3D карту Москвы, то сами стены рушились с грохотом, оставляя публику плавать между звездами.
Русского зрителя удивляли не только потрясающие видео-эффекты, но и собственно интерпретация романа. Никакого романтического флера перед взглядом режиссера на Мастера, Маргариту и даже Иешуа. Они — плоть от плоти суетного, мелочного мира людей. Забывший свое настоящее имя верзила-истерик просит обитателей сумасшедшего дома называть его Мастером, потому что помнит, что так его называла любовница Маргарита. Имя своей жены припоминает с трудом: Маша или Варя. Появления своего текста о Пилате и Ганоцри, который считает источником всех бед, оправдывает тем, что работал в музее и начитался книг на разных языках. Крепко сбитый раздраженный Пилат появляется в белом сталинском кителе с красным подбоем (для сравнения над сценой появляется парадный портрет усатого). Дистрофической худобы Иешуа дрожит перед ним совершенно нагой, исполосованный шрамами от плетей и кровоподтеками от побоев. Мелкая Маргарита с пышным бюстом и задницей, обтянутыми «маленьким черным платьем», семенит на высоких каблуках, льнет к своему непутевому любовнику, обещает бросить мужа и сорванным голосом проклинает литературных критиков. Нет в них и грана надмирности, особой духовной мощи, которыми наделяем их мы. Нечистая сила тоже мелковата. Профессор Воланд и присные больше похожи на компанию шарлатанов. Фокусы в варьете ограничиваются раздеваниями, а бал сатаны больше похож на собрание попрошаек типа «сами мы не местные». Фокусы, которые устраивает сам режиссер, уж точно покруче будут… Самое любопытное, что Воланда играют по-очереди то исполнитель роли Мастера, то — Иешуа. Им достаточно просто запахнуться черным пальто и надеть черные очки. Нечистый в нас самих…
И все же… Эти ничем не выдающиеся людишки осмеливаются любить самозабвенно. Этот вздрагивающий от любого болезненного прикосновения голый Иешуа стремится обнять измученного вседозволенностью прокуратора. И многотысячный зал устроил им благодарную овацию.
Постановки «Мастера и Маргариты» в Москве
Янош Сас в МХТ им. Чехова
Сергей Алдонин в театре им. М. Булгакова
Юрий Любимов в театре на Таганке
Фото © Robbie Jack