Марадона
20 лет назад у двух простых парней, Эмира и Диего, было по королевству. Один снимал шедевральное фольклорное кино во славу Югославии; второй в 19 вывел Аргентину на международную футбольную арену и за 10 лет заслужил репутацию «ноги божьей» (англичане, правда, скорее скажут, что «руки»), карающей на футбольном поле врагов аргентинского народа. Но в ту прекрасную пору это кино появиться не могло — королям просто не о чем было друг с другом поговорить. То ли дело сейчас: один скатился в самоповторы, а второй, изгнанный из большого спорта в 1990-х, омерзительно обрюзг. Двум одиночествам и потерявшим репутацию гениям есть что вспомнить. Положим, вытянуть из экс-чемпиона покаяние в стиле «я больше никогда не буду употреблять наркотики» и рассказ об ощущении полета в решающие минуты матча сумел бы каждый. Смонтировать знаменитые марадоновские голы с документальной семейной хроникой тоже ума много не надо. Но додуматься снять футболиста в караоке-баре, трогательно распевающего песню о себе любимом! Снять шутливый эпизод венчания молодых в храме Марадоны на футбольном поле! Упомянуть как бы между делом про собственную маму, осчастливленную перед смертью встречей с живым Диего! Все это мог сделать только один человек, которому нечего терять и нечего стесняться. Между нарциссическими автопортретами и фрагментами собственных фильмов (так режиссер подчеркивает свое духовное единство с Марадоной) Кустурица показывает убедительные доказательства того, что всем нам посчастливилось жить в одно время со святым Церкви Мяча и Зеленой Лужайки. Тут вам и житие, и песнопения, и деяния. Футбольные болельщики будут внимать им, как проповеди. Но любители кино от документального «Марадоны» вряд ли расчувствуются. Ибо огрубело сердце людей сих.