Хроники мутантов
В конце ледникового периода на Землю из космоса прилетает машина, которая плодит мутантов. Таинственный Орден нечеловеческими усилиями запечатывает машину глубоко под поверхность земли и описывает произошедшее в книге «Хроники мутантов» — на нее члены Ордена благополучно будут молиться ближайшие 10000 лет. В 2707-м из-за войны владеющих Землей корпораций печать слетит, у мертвых солдатиков отрастет штык вместо руки, и эти нововоскресшие потащат еще живых вглубь планеты. Боссы корпораций соберутся на Марс, народонаселение будет готово прикончить кого угодно за эвакуационный талон, а монах того самого Ордена (Перлман) соберет суперкоманду и отправится в сердце машины, чтобы запустить старинную бомбу. С ним вместе на верную гибель пойдут: рефлектирующий офицер на грани нервного срыва (Джейн), мать- одиночка (Аоки), пошлый латинос, плакатный негр, монахиня-ниндзя и аристократ с немецким акцентом (Фурман). Идеальное кино категории «Б», «Хроники мутантов» прошли незамеченными в цивилизованном мире, а в России вдруг всплыли в широком прокате рядом с блокбастерами наподобие «Темного рыцаря». Вдаваться в причины такого парадокса — дело явно лишнее; в случае с такими картинами лучше слушать, не перебивая, и верить на слово — иначе есть риск счесть всю затею дурным и смехотворным трэшем. Да, «Хроники мутантов» и вправду смешны — но ровно настолько, насколько были милы и забавны громогласные картины с молодым Арнольдом или хитроумное малобюджетное sci-fi начала 90-х. Таких героических и трогательно высокопарных речей уже не произносят в мчащихся к реализму блокбастерах, таких сюжетных поворотов и стилистической эклектики чурается современный кинокомикс. «Хроники мутантов» долго делались Саймоном Хантером, интеллигентным британцем с лицом абсолютно адекватного человека. Визуально его творение своим хмурым минимализмом (кромешная тьма, бесчисленные испарения, сусально подсвеченные, словно газовой лампой, лица на многочисленных крупных планах) упорно напоминает «Небесного капитанаи мир будущего», но это скорее от нехватки финансов на нормальные спецэффекты. В остальном жанр выдержан верно и с явным размахом мысли: мутанты со штыкорукой соседствуют с батальными полотнами, стилизованными под битву на Марне, в ход идут противогазы и древние мечи, величайший актер современности Рон Перлман (более известный как Хеллбой) тянет шею из-под капюшона, а Джон Малкович отзывается на имя Константин. Смысловая нагрузка соответствующая: оруэлловская антиутопия перемешана со стимпанком, доморощенное ницшеанство — с цитатами из «Конана», «Грязной дюжины» и творчества Роберта Олтмана. Вряд ли режиссер Хантер получит еще один шанс снять нормальное кино (как и его дебютный «Маяк», «Хроники мутантов» не собрали пока в мировом прокате и копейки), но это его творение заслуживает куда более почтительного отношения. За какие-то полтора часа молодой британец охватывает необъятное: зомби-хоррор и варварский слэшер, военную драму и богартовскую депрессию, самый черный на свете юмор и конспирологию тайного братства. Такой широты взглядов никто не демонстрировал уже очень давно, такой антивоенной убедительности не видать авторам ни одной драмы об Ираке. Правду говорят — самое красивое искусство рождается на навозной куче.