Гитлер капут!
В нацистском Берлине, декадентским угаром больше напоминающим Веймарскую республику (на саундтреке, к примеру, играет какое-то совсем уж травестийное непотребство в духе Клауса Номи), живет нелегкой, но интересной жизнью оберштурмбанфюрер Шуленберг (Павел Деревянко).
Днем он томится в скучных кабинетах, вечером блещет на балах, а ночью утомленно лезет в шкаф и вылезает уже на просторах родины, где хлеба по пояс и актер Булдаков с холодной водочкой наготове. С утра — гимнастика и все по новой: взятки, педерасты-начальники, фюрер под порошком, шифровки от «Русского радио», бомбардировки. Наконец на потеху холостяку из центра присылают радистку (Анна Семенович), и жизнь налаживается.
Путь этой картины к зрителю был, как говорится, труден и долог, с двумя фальстартами — сначала «Гитлера» хотели зачем-то выпустить к 9 мая, потом в нейтральном апреле. К счастью, производители сумели удержаться от лучшей шутки: заявить премьеру на День независимости. Да, а что, фильм выучившегося в Америке литовца Марюса Вайсберга (он же Марюс Бальчунас, исполнительный продюсер «Боя с тенью 2») — это, наверное, единственная кроме «Жары» российская картина, которая фотографически фиксирует дух и настроения эпохи, как когда-то «Застава Ильича», а позже «17 мгновений весны». Вы-то, конечно, не помните, но советская интеллигенция безошибочно узнавала в заработавшихся гестаповцах брежневских функционеров, деревянных, но, как оказалось, симпатичных (собственно, для этого сериал о нацизме с неожиданно человеческим лицом и был запущен в телевизор). Экранизация анекдотов о Штирлице, украшенная знакомыми бытовыми деталями вроде хищения в особо крупных размерах, офисной поденщины и Тимати, врывается в сознание струей легкой непринужденности и вмиг вымывает оттуда всякие думы о судьбах родины, у кого они есть. Че такой серьезный, геноссе?
Отдельно хочется отметить юбилейное количество свастик, прекрасную работу портного и неплохие, в общем-то, танцевальные номера. Реплики тут удручающе несмешные, но в сравнении с «Самым лучшим фильмом» «Гитлер капут», безусловно, выигрывает: Вайсберг, во всяком случае, знает толк в китче.