Враг государства №1
С первых же кадров «Врага государства» француз Жак Месрен (Кассель) показывает окружающим, что яйца у него на месте. Он грубит криминальному авторитету Гидо (Депардье) — вскоре они становятся хорошими друзьями, режет араба-сутенера, отметелившего его немолодую подружку-проститутку, а саму путану жарит так, что она ему еще приплачивает. Заработанное Месрен, разумеется, тут же спускает в покер. Хотя на основной работе он занимается ограблением банков (берет по два за день), каких-то особых следов роскоши в его домах не заметно. Как любой порядочный гангстер, он делает это не ради наживы, а потому, что это — правильно. Первая серия похождений французского гангстера № 1 ненавязчиво демонстрирует отечественным горе-продюсерам, как положено делать эпические байопики. Все события из жизни Месрена в принципе известны по городскому фольклору и его опубликованной автобиографии. Но глядя на то, как Кассель палит по вертухаям, тычет небритой физиономией в камеру, дышит перегаром в экран, цитирует де Голля, начинаешь вспоминать лучшие концерты Сергея Шнурова. Это настоящий еврокрайм — стопроцентно коммерческая, безыдейная поделка (образ героя тут ничуть не идеализируется — он самый настоящий бесстрашный мудак), в которой достижения авторского кино вроде полиэкранов, навязчивого использования, как у Джонни То, зеркал и аристократической привычки камеры описывать плавный эллипс вокруг героев, служат на благо рядового зрителя. А за сцену побега из канадской тюрьмы, в которой Месрен хладнокровно орудует кусачками, не было бы стыдно даже Брессону. Знаешь ведь, что убежит, а все равно невозможно оторваться от экрана. Смерть героя нам вообще показывают в самом начале. Но это даже не спойлер, а своего рода комплимент от шефа: приключений Месрена все равно хватит еще на целый сериал. Конец первой части.