Совокупность лжи
Леонардо ДиКаприо c чуть более окладистой, чем в «Отступниках», бороденкой, служит резидентом ЦРУ на Ближнем Востоке.
Одетый в засаленную олимпийку, он встречается со связными, одним предложением съесть апельсин доводит до слез информаторов, тщательно следит за тем, чтобы приписанный к нему самолет-разведчик не очень мозолил глаза местному населению, и ни на секунду не выпускает из рук мобильник.
На том конце трубы — набравший килограммов 30 и поседевший Рассел Кроу. С терпеливостью хорошего отца он диктует ДиКаприо по hands-free (руки героя заняты детишками, памперсами и присыпкой) правильные методы борьбы с терроризмом. Ежедневно жующий красную пыль и получающий выговоры от лощеных иорданских особистов (те мобильной связи предпочитают старые добрые генератор и плеть из буйволиной кожи) ДиКапиро с умными методами не согласен. В общем, жара не лучшим образом сказывается на мозге агента, он еще и влюбляется в приятную арабскую медсестру (Фарахани) и начинает задаваться простым и понятным каждому человеку вопросом: да на хрена это все?
«Совокупность лжи», снятая по одноименному роману заслуженного колумниста The Washington Post, — первая за очень долгое время (если не за всю карьеру) попытка Ридли Скотта снять антивоенный боевик. Ключевые понятия — тотальная слежка, плохое правительство, сиськи, спецагенты на грани женитьбы. Сам Скотт во всеоружии: задействует черные вертолеты, не жалеет пороха, возит в пыли камеру, издевается, как может, над ДиКаприо (в лучшей экшен-сцене актера жрут шелудивые псы, еще в него попадает фауст-патрон). За всем происходящим увлеченно следят через спутник аналитики в Лэнгли. Нам же смотреть на эту бурю в пустыне невыносимо скучно. Дело тут, правда, не столько в Скотте, сколько в личности сценариста — это тот самый Уильям Монахан, ответственный за «Отступников». Навязанная им герою миссия жить не по лжи заведомо невыполнима, микрозадачи тоже с самого начала обречены на провал — ДиКаприо с подачи штаба умело, с травмами, героическим лицом и пиротехникой проваливает одно задание за другим. Можно сочувствовать человеку, который и сам не знает, чего хочет и от чего надо спасти мир, но увлечься историей, состоящей исключительно из фальстартов и тягостных раздумий, сложно. Каждый эпизод — генеральная репетиция, ждать, когда наконец начнется настоящий спектакль, нет сил, да и не факт, что он вообще предусмотрен программой.
Единственное светлое пятно тут посадили явно не нарочно. Непрерывные — даже во время артобстрелов — телефонные переговоры придают фильму нескучное сюрреалистическое измерение: кажется, это «Черный ястреб» напал на какую-нибудь артхаусную драму Дэвида Мамета, известного любителя сцен с телефоном. А вообще признайтесь, кто сегодня, на сто первом году антитеррористической бучи, готов в сто второй раз поддержать разговор о пытках, методах внедрения агентуры и психологии Бен Ладена? Лучшую рецензию на фильм дает сам персонаж Рассела Кроу, причем еще на третьей минуте картины: «Люди устали смотреть на это. Они только хотят поскорее услышать, что все это закончилось».