В звезды через тернии и не только
Шоу-бизнес вам не опера — звездой может стать каждый. Мади Мамбетов выделил несколько этапов и озвучил суммы, сложив которые, вы можете оценить свои шансы стать местной Мадонной или Димой Биланом.
1. Стартовый капитал
Бессмертные строки из ильфо-петровского «Золотого теленка» «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем» в нашем случае можно перефразировать как «Все современные артисты пробились благодаря солидной финансовой поддержке». Расхожие легенды о талантливых самородках, замеченных на случайном прослушивании и получивших выгодный контракт, применимы исключительно к западным образцам.
В Казахстане, где отсутствуют крупные звукозаписывающие компании, зарабатывающие на продаже аудионосителей и способные предложить контракт, взяв на себя финансирование артиста, такой сценарий попросту невозможен. Одна Макпал Исабекова прошла в чем-то схожий путь, но тоже с большими поправками. Только мэтры из старой гвардии — Роза Рымбаева, Нагима Ескалиева — миновали такой этап, как поиск инвестора/продюсера, который найдет инвестора. Но они — персонажи из другой, советской, истории создания звезд.
Поиск денег для старта (и продолжения — у большинства) карьеры — дело сугубо индивидуальное. Можно удачно выйти замуж или завести богатого бойфренда, растрясти влиятельного родственника или самому организовать бизнес, излишки которого позволят заиметь такое хобби, как пение на эстраде. Примеров масса, излишне перечислять.
«Но он был продюсер, а я его музой, наверное, все-таки была» — пела в одной песне группа «ВИА Гра». Это еще удачный поворот, если начинающая старлетка сумеет найти такой способ договориться с продюсером, что он согласится работать без начального капитала. Нерабочие отношения в шоу-бизнесе никого уже давно не смущают: российская певица Валерия вообще со своими продюсерами не просто спит — регулярно за них замуж выходит. Как правило, продюсеру отводится роль управленца, который грамотно осваивает отпущенный бюджет. По такому принципу работает подавляющее большинство казахстанских продюсеров. Оставшиеся трудятся таким образом: находят толкового мальчика/девочку — без денег, но с талантом, подыскивают инвестора, готового вложить свои средства в проект, и начинают рубить бабло. Как правило, гастрольным чесом, поскольку иначе невозможно. Такой вариант удобен неимущим, но чреват последствиями: продюсер стремится по максимуму отбить вложенное, и поэтому артисту достается процентов 10—20 от гонораров. А контракты заключаются обычно лет на пять-десять.
Средний счет: за пакет услуг, в который входит запись нескольких песен, съемка клипа, организация первых выступлений и мало-мальский пиар, в среднем берут 10—15 000 долларов. При этом продюсеру отводится роль только организатора.
К кому обратиться:
Продюсерский центр Start Media Group
Адрес: ул. Айманова 145, кв. 42; тел. 274 8869.
Самые известные проекты: Макпал Исабекова, Иван Бреусов, группа «101», Айкын, группа «Текила», Лидо, Ника.
Продюсерский центр «Raz Гуляй». Тел. 8 701 714 41 14. Самые известные проекты: группы «Do-Mi-No» и «Metis`s»
Продюсерский центр «Respect advertising».
Тел. 8 777 222 2707, 8 777 222 2708, 8 777 222 2709, 8 701 222 2707, +7 701 222 2708, +7 701 222 2709.
Самые известные проекты: girls-band «FM», группа «DoStar», «Арт-дала»
Продюсерский центр «SUN Production».
Адрес: ул. Гоголя 84 а, офис 212. Тел.: 8 777 228 69 95.
Продюсерский центр «Hit Production»,
пр. Богенбай батыра, 156а. Тел. 8 701 751 6006 (Адильжан).
Самые известные проекты: группа «КешYou», Асель Садвакасова, Айгуль Иманбаева, Марсель, трио «Аяла»
Продюсерский центр «Тамаша думан».
Адрес: мрн. Хан-Тенгри, 73, 8 701 731 8158.
Самые известные проекты: Ситора
Творческое объединение «Ала».
Адрес: ул. Джангильдина, 32. Тел. 230 4591, 230
8241. Самые известные проекты: Нурлан Абдуллин, группа «KZ», «The Magic Of Nomads»
Союз продюсеров и исполнителей Казахстана «Демеу».
Адрес: ул. Абылай-хана 38. Тел. 273 56 67
Продюсерский центр «Nox Казахстан».
Адрес: ул. Жибек-Жолы 19/16. Тел. 291 7720, 8 701 551 2323.
Самые известные проекты: «Дискотека ALLDAVAI», «Гарем», «Дервиши»
Basko Group.
Сайт www.basko.kz. Тел. 273 2122, 8 701 111 1293, +7 702 141 4180
Продюсерский центр «ProSP».
Cайт: www.ringo.kz. Адрес: пр. Абылай-хана, 83. Тел. 279 5778
Тастембеков, держащий в руках бразды правления продюсерским центром Start Media Group, является исключением на арене — он раскручивает своих артистов на собственные деньги.
Где находите деньги для раскрутки проекта?
Использую свои личные, которые зарабатываю своими артистами. Система такая: вложены деньги в первый проект, группу «101», она начинает приносить доход, на эти деньги запускается второй — Макпал Исабекова. За ней следует Айкын, после него «Текила» и так далее. Деньги не складываются в карман, а идут в дело.
Возьмете ли к себе бесталанного клиента, но с капиталом?
Нет. В деньгах я не нуждаюсь. Меня больше заботят имя и репутация: все знают, что у Эрика все артисты поющие, талантливые. Так что мы лучше в талантливого исполнителя вложим свои собственные деньги.
Самый удачный в финансовом плане на сегодняшний день ваш артист?
Макпал Исабекова.
Самый провальный ваш проект?
Таких нет. Допустим, было понятно, что группа «Гильдия» не принесет больших денег. Мы заведомо знали, что это будет минусовой проект, поскольку они исполняют хип-хоп — музыку для уличных ребят, которая не будет продаваться на дни рождения или новогодние корпоративки. Но не всегда дело в деньгах: я увидел, что это очень талантливые парни, и поэтому мы помогли им ротацией, съемкой клипов, выпуском альбома. Но тем не менее мы надеемся, что за семь лет контракта эти деньги отобьются.
Совет желающим стать звездой?
Для талантливых людей? Занимайтесь своим делом с любовью, отдавайте ему полностью — и все получится. Для продюсеров? Не будьте жадными, не обманывайте своих артистов, будьте их первыми фанатами — и тогда у вас тоже все получится.
Где находите деньги для раскрутки проекта?
Заложила квартиру, заняла у знакомых — вот мой стартовый капитал. В дальнейшем снимаем клип, оплачиваем ротацию, затем зарабатываем на гастролях. Часть денег сразу начинаем откладывать на дальнейшее продвижение. Никакого спонсора у нас нет — не тот у меня характер, чтобы обзавестись поддержкой сильных мира сего. Так что деньги постоянно в обороте. А я до сих пор не могу купить собственную машину.
Возьмете ли себе бесталанного клиента, но за деньги?
Наверное, нет. Меньше всего хочется ради какого-то дарования столкнуться с его влиятельным агашкой, который будет всюду вмешиваться и вести себя некорректно. Не хочу, чтобы ко мне относились, как к обслуге. Хотя ко мне как-то пришла одна девушка с деньгами, и я ей просто помогла, но бесплатно. Я дурак, наверное.(Смеется.) Но я спокойно обхожусь без материальных благ.
RinGo — проект прибыльный?
После Юрмалы мы неплохо заработали. Можно было построить себе дом и уж точно купить машину. Но вместо этого я повезла ребят отдыхать в Таиланд, а также сняла группе два клипа.
Неуставных отношений с подопечными не случалось?
Ни в коем случае! Я очень консервативна. Для меня важна моя репутация, и я не только со своими подопечными, а в принципе в своей сфере никаких интрижек не завожу. Да и как можно: они же меня «мамой» называют?!
Совет?
Никогда не терять человечности. Чем выше пьедестал, тем ниже падать: сегодня ты звезда, завтра ты можешь оказаться никем. Так что главное — оставаться человеком.
«Хитмейкер», «сонграйтер» — все эти модные слова обозначают попросту композитора. Как правило, местные спецы работают комплексно: сразу пишут и слова, и музыку. Или в тандеме композитор плюс поэт. Обычно, покупая песню, артист получает и аранжировку на нее: так работают Ринат Гайсин, Павел Ли, Родион Тен, Болат Боранов. Такая практика, может быть, и не совсем правильная, но она позволяет создателю песни удержать все деньги, заложенные заказчиком на этот этап.
Покупка песни, как правило, гарантирует право исполнения и тиражирования композиции — с соответствующими авторскими отчислениями. Правда, в наших реалиях случается всякое: то композитор песню сразу двум артистам продаст, то требует доплатить, после того как песня станет хитом.
Обычно записывается несколько своих песен и некоторое количество каверов — для корпоративок. Выпуск альбома — это, скорее, некий символ, нежели источник заработка, и позволить себе такую роскошь могут немногие. Стабильно продаются только боевики от таких гигантов, как Батыр, а все прочее мертвым грузом оседает на прилавках. Так что репертуар нужен только для выступлений.
Средний счет: для начала потребуется порядка 4—5 песен, каждая, скажем, по 1000 долларов.
К кому обратиться: Болат Боранов, Ринат Гайсин, Алексей Маклай, Балу, Бота, Павел Ли, Родион Тен, Эдуард Бергалиев. Контакты подскажут продюсеры.
Будучи одаренным музыкантом, Жамбакиев побывал в разных ипостасях: был сам поп-звездой («АР-клуб», «Дервиши»), писал песни для других артистов («Ноябрь» Исабековой и Бреусова), а в начале нулевых держал корону самого успешного и передового продюсера. Сейчас Адиль пошел «на повышение»: он возглавил Уйгурский театр, но сонграйтерства не оставил.
Во сколько обойдутся ваши услуги? Пять тысяч долларов, десять?
В последние года полтора-два я разграничил в своем сознании эту деятельность. Если я пишу, что называется, для себя — по вдохновлению, а не по заказу, я с этими песнями стараюсь не расставаться, а делегирую их артистам, исполнение которых меня удовлетворит. Если же это заказ, то я работаю не по принципу — вы мне деньги, я вам песню. Нет, я выстраиваю некую линию, стратегически планирую, как и с какими музыкантами эта песня будет записана, как она будет восприниматься слушателем. Ведь хит определяет место артиста на сцене. И конечно, этот комплекс услуг стоит дороже той суммы, которая была названа.
Что появляется прежде — текст или музыка?
Бывает по-разному. Иногда стихи вдохновляют на создание мелодии, иногда сначала рождается музыка. Часто бывает, что поэт, например, просит добавить новую мелодическую линию, чтобы он мог лучше развить тему песни. И потом, для разных мелодий нужны разные поэты. Если я знаю, что к этой песне лучше всего текст получится у Алексея Маклая, то я обращусь к нему.
В наших реалиях такой немаловажный этап, как занятия с педагогом по вокалу, можно пропустить: современные технологии легко позволяют превратить сиплый и слабый голосишко во вполне приемлемый вокал. Так что главное — хороший режиссер звукозаписи, толковый аранжировщик и студия с приличным оборудованием. В студии запишут вокал и создадут аранжировку. В случае, если в звезды рвется амбициозный персонаж с желанием делать приличную музыку, придется раскошелиться и на сессионных музыкантов, а возможно, и на бэк-вокалистов. Впрочем, бэк-вокал можно прописать самому или музыканты подпоют.
Средний счет: стоимость записи в студии колеблется от 500 до 15 000 долларов за песню, но это без завышенных требований. В случае если у клиента завышенные запросы — чтобы «оркестровка, как у Pink Floyd» или «звук, как у Земфиры», — то ему следует обратиться в Москву. Хотя сама Земфира записывается в Лондоне. Но все возможно: Макпал Исабекова, к примеру, пишется в Москве, а Зарина Алтынбаева — в Лондоне.
К кому обратиться:
Magic
2930196, 2323300, Дом Офицеров
Цена договорная,
Почасовая оплата 50$
Студия Дениса Беляева
2719514, ул. Саина, 18
Цена договорная.
Bagman Studio
+7 702 131 82 43
Один трек от 300 до 1000$
Sound Prodaction SOE
87771813321, 87771813335, пр. Абая, 44а
200$ – запись трека, 300$ – сведение
Стоимость одной песни (музыка и слова) от 1500$
Студия Руслана Бутабаева
+7 701 399 8682
Один трек — от 500 у.е.
Что входит в ваш комплект услуг?
Аранжировка, наложение голоса, бэк-вокала, тюнинг, запись живых инструментов.
Сколько времени занимает работа над одной песней?
От четырех дней до двух недель. Максимальный срок — это если прописываются живые музыканты. Они должны разучить песню, потом отдельно записываются — каждый по дню.
Самый сложный заказ?
Как-то раз писал песню для работников энергетической промышленности — к Дню энергетика, кажется. Там пришлось потрудиться: сначала энергетики спели сами, затем посчитали, что получилось недостаточно сильно, и позвали профессиональных певцов. Те, естественно, затмили всех, и пришлось перезаписывать энергетиков. Потом прописывали живые гитары, несколько раз отдавали на утверждение, текст менялся, приходилось перезаписывать. В итоге получилось хорошо: изначально планировали сделать лирическую песню, а получился почти марш, да еще и со звучанием ближе к хеви-металу. То, что надо.
Часто ли приходится колдовать с вокалом — вытягивать, подгонять под ноты?
Я выравниваю всех без исключения. Даже если они стройно поют, все равно приходится выравнивать всех, подтягивать по ритму, по нотам. Главное, что требуется от вокалиста, — выдать необходимое в этот момент и в этой песне настроение.
После того как MTV совершило в начале 80-х революцию в шоу-бизнесе, визуализировав поп-музыку, без клипа в наше тяжелое время никуда не деться. Сейчас на Западе ситуация меняется — последний сингл Джастина Тимберлейка и Бионсе Until The Еnd Of Time без всяких клипов фигурировал в чартах, но у нас все по старинке. И то верно: если тебя не увидели по телеку, какая ты, к черту, звезда? По сравнению с 90-ми или даже с началом нулевых ситуация с клипмейкерами в стране улучшилась: вместо небольшой группы местных первопроходцев, которыми зачастую пренебрегали в пользу узбекских или российских режиссеров, появилось множество студий или отдельных режиссеров, которые выдают вполне удовлетворительный продукт. Развитие компьютерной графики, появление хороших специалистов и оборудования позволяют сейчас создавать хоть анимационные ролики, хоть боевики в стиле «Матрицы». Мало того, сейчас каждый второй толковый режиссер музыкального видео активно участвует в возрождении казахстанского кинопроизводства: плох тот клипмейкер, который не хочет стать Бекмамбетовым. Тот, помнится, тоже стартовал с клипов для Чичериной.
Средний счет: от 15 000—40 000 долларов и до бесконечности. Трековые клипы, то есть состоящие из кадров, где исполнитель поет и пляшет, стоят дешевле. Сюжетные, где в ролике рассказывается некая история, — существенно дороже. Говорят, на сегодняшний день самый дорогой клип казахстанского исполнителя снят для группы «Орда» — их последнее видео обошлось в 600 тысяч долларов.
К кому обратиться: активнее всего на рынке сейчас Рашид-Адай Сулейменов и Аскар Узабаев.
MG Production.
Адрес: ул. Мауленова, 93. Тел. 272 0623.
Примерная стоимость клипа от 10000 у.е
Аскар Узабаев.
Тел. 8 701 551 8668
Рашид-Адай Сулейменов, «Адай фильм».
Продюсер Ильхом Джалилов, тел. 8 777 3939401
Клип, репертуар — все это хорошо, но пока их не увидели и не услышали — это мертвый груз. Так что львиная доля заготовленного на раскрутку бюджета осядет в бухгалтериях радиостанций и телеканалов: эфиры — наше все. Расценки на ротацию на главных каналах страны устрашают: один выход клипа на телеканале «ОРТ-Евразия» стоит от 250 долларов, а чтобы закрепить успех, таких эфиров должно быть, как минимум, 15. Радио стоит немного дешевле, но там велик риск остаться неопознанным. Правда, «ВИА Негры» в свое время поступили умно, включив прямо в песню «Улетаю» джингл, в котором они представили себя и свою композицию слушателю. Со времен телеканала «а1» телевидения, которое принимало бы клипы в ротацию бесплатно, в Казахстане не существует. Зато система платных эфиров позволяет проникнуть на радио и на телеэкраны абсолютно всем.
Художественной цензуры не существует, хотя крупные телеканалы и радиостанции в силу своего статуса и положения на рынке могут себе позволить хоть какой-то контроль качества. На «Русском радио» и «Европе Плюс», к примеру, композиция должна сначала пройти согласование у программного директора, который решит: ставить ее в эфир или нет.
Хотя эфиры выполняют роль несущей конструкции в раскрутке артиста, не помешает использовать и другие ходы. Излюбленные приемы певцов из категории «В» — всевозможные скандалы, обнаженные фотосессии и слухи о романах — в Казахстане приносят малую пользу: здесь такое не любят. Зато беспроигрышый вариант — участие в крупном международном конкурсе. Если российские старлетки рвутся на «Евровидение» — и это приносит колоссальные дивиденды (гонорары Билана после каждого конкурса вырастали процентов на 40), — то мы участия принять в этих играх не можем: мы не Европа.
Зато у нас есть «Новая волна», и это работает. Конкурс в Юрмале транслируют и ретранслируют в Казахстане, так что местный артист, попавший на «Новую волну», получает колоссальный пиар: включается патриотизм, люди обращают внимание на «нашего артиста». Тут деньги уже не играют главной роли (как говорят, жюри конкурса неподкупно), но тут, как и на «Евровидении», существует политический подход. Казахстанцев в России не то чтобы особо любят, но относятся терпимо, так что наши артисты могут всегда рассчитывать на теплый прием.
Средний счет: 15-30 000 долларов
Радио: один эфир на «Европа плюс» и «Русское радио» обойдется в 8 тысяч тг. Не очень ясно, почему, но «Авторадио» дороже — 10 тысяч за то, чтобы в эфир один раз поставили песню.
Телевидение: один показ в среднем стоит 100-200 долларов. Республиканские каналы дороже, региональное и городское ТВ — дешевле. На телеканалах «31» и «Тан» стандартный пакет составляет 4 трансляции ролика в день за 400 у. е.
7. Гастроли
Пока в нашей стране горестно стенают о задушенном пиратами рынке аудионосителей, не дающем жизни местному шоубизу, мировая общественность разворачивается лицом к гастрольному чесу. Веб-пираты лютуют и на Западе, а билеты на концерты стоят дороже дисков и продаются лучше. Так что Radiohead выложили свой альбом в Сети бесплатно, зато гастролируют нещадно.
У нас не существует компаний вроде Live Nation, которые специализируются на организации гастролей. Этим занимаются мелкие ивент-агентства, получающие свой процент от гонорара артиста. Сейчас существует тенденция, когда крупные продюсерские центры стараются создать свои гастрольные отделы и работать с заказчиками без посредников.
Учитывая, что гастроли — дело хлопотное: гонорары небольшие, заказов много, наши артисты нечасто утруждают себя подготовкой шоу. Как правило, в путь двигается артист, его директор/администратор, один сценический костюм и мини-диск с фонограммой. И если в Штатах даже самая распопсовая Бритни Спирс на свои самые первые гастроли двигает с живым бэндом и группой танцоров, то у нас даже главные звезды обходятся походным минимумом. Этот этап, по идее, не подразумевает никаких расходов, кроме, разве что, концертных костюмов, — здесь вы только получаете. При средней сумме гонорара за выступление от 3000 до 6000 у. е. новоявленная «звезда» может заработать до 35000-50000 у. е. в месяц. Мы даже можем указать конкретно месяц — это декабрь. В это время артисты собирают до 50 процентов своего годового дохода.
Итого: расходная часть начинающей «звезды» составляет порядка 50-100 тысяч у. е. Именно эта сумма позволит клиенту загореться на музыкальном небосклоне. Стоит помнить, что в случае увеличения суммы в пять раз вы сможете позволить себе сольный концерт, в случае увеличения суммы в десять раз вам по плечу дуэт с российской звездой уровня T.aT.u, а приступая к делу с 10 миллионами долларов, можно не мечтать о «Грэмми» — статуэтка ваша.