Враг государства №1
С первых же кадров «Врага государства» француз Жак Мезрин (Венсан Кассель) показывает, что яйца у него на месте. Он грубит криминальному авторитету Гидо (Жерар Депардье), режет араба-сутенера, отметелившего его немолодую подружку-проститутку, а саму ее жарит так, что она ему еще приплачивает. Заработанное Мезрин тут же спускает в покер. По основной профессии он грабитель банков (берет по два за день), но каких-то особых следов роскоши в его домах не заметно. Как любой порядочный гангстер, он работает не ради наживы, а потому, что так правильно.
Первая серия похождений знаменитого французского бандита номер 1 ненавязчиво демонстрирует отечественным продюсерам, как положено делать эпические байопики. Все события из жизни Мезрина, в принципе, известны по городскому фольклору и его опубликованной автобиографии. Но глядя, как Кассель палит по вертухаям, тычет небритой физиономией в камеру, дышит перегаром в экран и цитирует де Голля, начинаешь вспоминать лучшие концерты Сергея Шнурова. Это чистый еврокрайм — стопроцентно коммерческая, безыдейная поделка (образ героя тут ничуть не идеализируется, он — самый настоящий бесстрашный козел), в которой достижения авторского кино вроде полиэкранов, навязчивого, как у Джонни То, использования зеркал и аристократической привычки камеры описывать плавный эллипс вокруг героев служат на благо зрителя. А за сцену побега из канадской тюрьмы, в которой Мезрин хладнокровно орудует кусачками, не было бы стыдно даже Брессону. Знаешь ведь, что убежит, а все равно не оторваться от экрана. Смерть героя нам вообще показывают в самом начале. Но это даже не спойлер, а своего рода «комплимент от шефа»: приключений Мезрина все равно хватит на целый сериал. Конец первой части.