Подарок Сталину
1949 год.
В канун масштабных празднований семидесятилетия отца народов где-то в казахской глуши притормаживает железнодорожный состав со ссыльными. Конвой разминает ноги, немощные пассажиры заправляются водой, а местные снимают тела тех, кто погиб, не выдержав тяжелого пути. Среди трупов оказывается вполне живой еще еврейский мальчик, которого решает укрыть от начальства контуженный путевой обходчик Касым.
Снятый по сценарию петербургского сценариста Павла Финна казахским дебютантом Рустемом Абдрашевым «Подарок Сталину», как и его главный герой Сашка, беспризорником застревает где-то между ретро и этнографией. Между Башировым, который страшно зыркает из-под козырька начальничьей фуражки с синим околышем, и чудесным молчаливым азиатом Исымбаевым.Это крайне добротное и гуманистическое кино, в котором слишком много всего: сюжетных линий, метафор, натуры (фильм даже выезжает на территорию Израиля под закадровый голос Сергея Юрского).
«Подарку» отчего-то не с руки быть камерной драмой, просто историей потерянного в степи ребенка. Он метит в полнокровные эпосы о судьбах послевоенного Казахстана. И масштаб, которого он так жаждет, губит фильм на корню — ядерный гриб под Семипалатинском в финале затмевает судьбы героев, превращаясь из просто исторического фона в главное событие картины.
Выбор Time Out на этой неделе: