Класс | Кино | Time Out

Класс

Василий Корецкий   8 декабря 2008
2 мин
Класс
"Класс" Лорана Канте выиграл "Золотую пальмовую ветвь" последнего Каннского фестиваля.

Молодой преподаватель французской литературы Франсуа (Бегодо) начинает новый учебный год в рядовой школе в плохом эмигрантском районе. Ученики — подростки всех цветов с типичными проблемами: прыщи, дурной характер, татуировки, расовая ненависть, строгие родители и дефицит внимания. Педагогический процесс похож на терку в подворотне — школьники не хотят читать дневник Анны Франк, бузят и огрызаются. Особенно усердствует чернокожий Сулейман (Кейта), буквально излучающий подростковый гнев. Но Франсуа не лезет за словом в карман и ловко парирует хулиганские наезды, не думая о маленькой зарплате и детских вопросах «А вы гей?» Все выглядит очень правдоподобно — учителя играет настоящий учитель Франсуа Бегодо (он как раз и написал книгу, по которой снят фильм), детей — его ученики, а оператор по-репортажному небрежен. Особенности французской системы образования тут, видимо, отражены правдиво, и в этом смысле «Класс» — кино очень познавательное: даже самая паршивая французская школа кажется оплотом просвещения и демократии по сравнению с нашей. Депутаты класса едят печенье на учительских советах! Учителя скидываются на адвоката родителям отличника-китайца, которых поймали иммиграционные службы! Режиссер «Класса» Лоран Канте прославился сделанными на рубеже веков фильмами «Человеческие ресурсы» и «Тайм- аут», существовавшими словно на стыке между реальностью и мороком, офисным бытом и безумием уставшего разума. В «Классе» морока нет совсем, только пресловутая чистая, задокументированная реальность. Три камеры бесстрастно фиксируют учебный год, который проходит за разговорами о правильном отношении к женщинам, попытками Франсуа окультурить юных варваров (а Платон им, понятно, знаком хуже Снуп Догга) и заканчивается его характерной и предсказуемой неудачей. И сам же Франсуа оказывается здесь самой подвижной фигурой, собственно, он единственный, кто, запертый на год между школьных стен, чему-то учится. Ну а дети… Не депортировали бы обратно в Мали, и то хорошо. Тем неменее, несмотря на «Золотую пальмовую ветвь» и вложенные в фильм общечеловеческие гуманитарные ценности, «Класс» предназначен только для сильных духом и знаниями. Фильм идет с субтитрами, первые 20 минут посвящены энергичному обсуждению субджанктива (если вы не знаете что это, идите лучше на «Ананасовый экспресс»), все прочие разговоры попроще, но ведутся на дичайшем и колоритном эмигрантском арго. В общем, смотреть это филологическое кино все-таки лучше, зная французский.