Театр им. Вл. Маяковского открывает юбилейный сезон
Основанный Мейерхольдом Театр Революции, нынешняя «Маяковка», свой 90-й сезон открывает без нервов. Но спокойствие это ничем не напоминает полузабытье первого десятилетия XXI века. И уже далеко от недавнего актерского бунта, то полузабытье взорвавшего. Даже волнения неизвестности: как-то сложатся отношения нового худрука Миндаугаса Карбаускиса с именитой по большей части труппой — похоже, уже позади. Театр работает. Зритель в него вернулся. Можно и юбилей с хорошим настроением отпраздновать.
По такому случаю не только освежили зрительный зал по эскизу Сергея Бархина и поменяли старые неудобные кресла. К открытию сезона готовят огромную, сложно устроенную, захватившую все зрительское пространство — от кассового зала до фойе на галерке — инсталляцию Алексея Трегубова и Анны Румянцевой, посвященную истории театра. Но главное, конечно, что на обеих сценах основного здания в первый же день будут показаны сразу две премьеры, а в канун Дня рождения, приходящегося на 28 октября, сыграют еще одну — Карбаускис ставит пьесу Бертольта Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти».
Для начала 4 сентября на большой сцене режиссер Екатерина Гранитова, чья постановка с выпускниками мастерской Олега Кудряшова «История мамонта» стала хитом московского сезона, выпустит «Дядюшкин сон» по Достоевскому с Ольгой Прокофьевой в роли госпожи Москалевой. Спектакль не столько собирается пролить умиленную слезу над чуть было не облапошенным стареньким князем, сколько попробовать понять, во что превращает захолустная безнадега «мечты о лучшей жизни». И какой колоссальной авантюрной энергией надо обладать, чтобы хотя бы попытаться из нее выбраться.
На малой сцене покажут спектакль молодого режиссера Никиты Кобелева по пьесе Дмитрия Богославского «Любовь людей». Пьеса эта какой только драматургический конкурс не выигрывала. А ставить ее побаиваются — мрачная очень. Хотя сюжет ее схож с не самой еще мрачной греческой трагедией: жена убивает мужа, скармливает его тело свиньям, выходит замуж за другого, но призрак прежнего мужа вмешивается в жизнь новой семьи. В семье Агамемнона и не такое было. Богославский просто вписывает этот сюжет в быт современной деревни. Люська у него не выдерживает измывательств мужа Коли — пропойцы и бездельника, который и в жены-то ее силой взял, пока Люськина школьная любовь Серега в «горячей точке» служил. Но Серега вернулся, и любовь его никуда не делась. Собственно, спектакль о любви и о том, что люди могут простить друг другу ради нее. Вот только в отличие от героинь Эсхила Люська себе самой ничего простить не может, а потому счастья им с Серегой не будет. Люську жестко и точно играет Юлия Силаева — актриса, долгие годы «пропадавшая» в разбухшей труппе «Маяковки». Сосредоточенную тихость доведенной до отчаяния бабы она не «разбавляет» сантиментами, жалости у зрителей не клянчит. В ее сдержанности настоящая мощь. Режиссеру бы ей и довериться. Однако вслед за автором Кобелев позволяет себе отвлекаться от стремительно развивающейся трагедии то на сцены материнских молитв, то на сцены дружеских попоек с мордобоем. Сыграны они хорошо, ансамбль режиссер очень тонко выстроил. Но подобные отвлечения тормозят действие и к сути сюжета отношения не имеют, лишь раскрашивая его якобы достоверностью. И все же… Спектакль хоть и тяжеловато идет, но впечатление производит сильное.
А это сулит не только удачное начало нового сезона возрождающейся «Маяковки», но и начало новой режиссерской судьбы.