Яна Саленко станцует в Кремле роль Китри
— В первом акте ваша героиня — дочка трактирщика Китри — флиртует с поклонниками, во втором она снится Дон Кихоту летающей Дульсинеей, а в третьем торжественно и чинно выходит замуж в герцогском дворце. Какой вы ее любите больше всего?
— Мне нравится быть бойкой испанской девчонкой — ведь именно в этом акте Китри испытывает самые разнообразные эмоции (она сердится на отца, она ревнует Базиля, она радуется, понимая, что тот от нее никуда не денется). Это можно по-разному играть на каждом спектакле, и именно в это время Китри всего понятнее зрителю.
— «Дон Кихот» — самый живой, наименее чопорный балет наследия. Как вы считаете, допустимы ли в нем актерские отсебятины? И если да — что вы добавляете в старый текст?
— Конечно, можно и нужно что-то менять. Балет развивается, и мы — артисты балета — не одинаковы, как клоны. Каждый танцует по-своему. Индивидуальность развивается — сначала хочется быть похожей на кого-то, а потом понимаешь, что не можешь, ты — все равно ты. И начинаешь искать в себе то, чего нет в других. Это очень сложный процесс. Старый текст остается, но добавляются краски и немного игры. Мне нравится жить в спектакле и ждать сюрпризы — в том числе от себя самой! Посмотрим, что новенького будет в Кремле.
— Что для выпускницы донецкой школы было самым сложным в берлинской труппе и что — самым простым?
— Было сложно перейти на их ритм жизни в театре, принять очень строгую дисци- плину — сейчас-то я привыкла, и мне даже нравится. А легко то, что компания — не «террариум единомышленников», а дружелюбная большая семья. Все друг друга поддерживают — и так легче было перестроиться. Я очень счастлива в этой компании.
— Театром руководит суперзвезда — Владимир Малахов, он сам часто выходит на сцену. Как работать с таким начальником и дает ли что-нибудь опыт совместной работы?
— Он замечательный! Я учусь у него — тому, как он любит свою профессию, сколько сил и эмоций вкладывает в работу. Его трудоспособность, музыкальность, точность в исполнении хореографии, способность быстро учить балеты — это что-то невероятное. И самое главное — он просто добрый человек.
— «Арабеск» в Перми, когда ваша карьера только начиналась, «Будущее» в Берлине пару лет назад, гран-при «Dance open» в Петербурге этой весной. Что вы делаете с наградами? Может ли как-нибудь пригодиться в хозяйстве сделанная из хрусталя копия ноги Анны Павловой, которую вам вручили в Питере на фестивале «Dance open»?
— Награды стоят в шкафу, на них приятно смотреть — это хорошая память. А хрустальная ножка Анны Павловны стоит на таком месте, где солнце светит на нее. Она сияет, бросает блики, и выглядит очень красиво.
— Танцевали ли вы раньше с премьером «Кремлевского балета» Михаилом Мартынюком, который будет вашим партнером в «Дон Кихоте»?
— Нет, еще не танцевала, и очень жду этого вечера. С хорошим партнером хочется работать снова и снова — с тем, кто тебя понимает и кого понимаешь ты.