Сергей Капков: «ДК ЗИЛ станет уникальным объектом»
— Осень — это всегда начало новой жизни, особенно в Москве. Я сентябрь воспринимаю как Новый год. Как вы думаете, что в Москве появится свежего?
— Я специально не буду говорить о политике. А в культуре уже начинается движение.
— Что вы имеете в виду?
— Закрутилось все. Люди, которые должны стоять во главе культуры в городе, постепенно занимают свои места. Марина Лошак, например, стала арт-директором выставочного объединения «Столица». И у нее есть идея сделать Манеж и Новый Манеж главными площадками музейных выставок, в том числе — Русского музея.
Мы уже начали готовить традиционную акцию «Всей семьей в музей», в этом году в ней будут участвовать 20 музеев. Разработаны специальные маршруты для детей. Они там разгадывают ребусы, решают задачи, и если они набрали нужное количество баллов — получают подарок.
Вообще мы хотим, чтобы город стал большой культурной площадкой — с выставками, паблик-арт-инсталляциями, фестивалями. Городские службы занимаются благоустройством бульваров, уличных переходов, а наша задача — запустить туда уличных музыкантов, фотографов, уличные театры.
Мы используем здесь прием, отработанный в Парке Горького: город делает инфраструктуру, условно говоря, хард, а на хард должен прийти софт — выставки, любые мероприятия.
Ну и, конечно, мы ждем открытия обновленного ДК ЗИЛ, который теперь позиционирует себя как культурный центр.
— Чем ЗИЛ будет отличаться от таких пространств, как «Винзавод», «Флакон»?
— Нельзя сравнивать. «Винзавод» — это коммерческий проект, где есть офисы, галереи, магазины. А ЗИЛ — дворец культуры нового типа, где будут занятия с детьми, новые студии и лекционная программа. Главная задача ДК ЗИЛ — вовлечь людей в свою деятельность. Сейчас, по официальной статистике, его посещают не больше 200 тысяч человек в год, а мы хотим увеличить эту цифру в 2,5 раза. Уверен, это будет уникальный проект.
Это классический советский дом культуры, к тому же само здание — памятник конструктивизма. Ни в какой другой европейской стране невозможно представить, чтобы государство построило ДК площадью 23 000 квадратных метра. Там есть сцена — дублер Кремлевского концертного зала, раньше кремлевские спектакли репетировали! Территория вокруг — 4 га. Конечно, он и должен стать уникальным объектом! Это дивное название, ДК ЗИЛ, еще загремит. И живет вокруг 200 тысяч человек. Это все прекрасно вписывается в идею децентрализации города.
ДК ЗИЛ возглавила Елена Зеленцова, которая раньше возглавляла множество креативных индустрий. Она собрала вокруг себя команду, которая работает над тем, чтобы превратить ДК ЗИЛ в современный центр творчества и досуга. На примере этого ДК будет создан модельный проект, который можно будет использовать в других учреждениях. А руководить кружками не надо. Надо на наши площадки привлекать профессионалов из негосударственных учреждений. Именно они сделают современный контент.
— Помимо этого в Москве открывается новый театр мюзиклов (вместо кинотеатра «Пушкинский»). А многие считают, что мюзикл — совсем не российский жанр.
— Нет, этот жанр прижился. Просто вопрос правильной подачи материала. Москвичи восприимчивы к новшествам. Хорошие, адаптированные для России мюзиклы мы можем оценить. Театр «Россия» (так будет называться «Пушкинский») откроется в октябре. Получается целый театральный квартал — Театр Пушкина , Большой театр, Театр Наций, Малый театр, МХТ, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, театр «Россия». На любой вкус.
— Расскажите, а что произошло с Театром Гоголя? Почему решили поженить авангардного дядьку с консервативной теткой?
— С Театром Гоголя ничего не произошло, сменился художественный руководитель и директор — и все. Не могу согласиться с тем, что Кирилл Серебренников — авангардный режиссер, я считаю, что он талантливый и актуальный. Я видел его спектакли.
«Господа Головлевы» — классический репертуарный спектакль. «Зойкина квартира» — театральный блокбастер с элементами мюзикла. Если смотреть его эксперименты с новой современной пьесой на «Платформе», это другое. Я уверен, что нынешние сотрудники труппы будут востребованы. Мне надо было быть готовым к этому скандалу, но я не ожидал, что вокруг так много дешевого коварства и лжи. Я знаю, что целому ряду актеров Кирилл Семенович написал письмо: «Я хотел бы вас видеть, я хотел бы с вами поговорить». И вот эти самые люди сейчас взбивают пену.
— Но Театр Гоголя находится на обочине художественной жизни. Люди, которые там работают, сильно не напрягаются. Может, это их вполне устраивает?
— Но все-таки надо понимать миссию Театра Гоголя. Он — для зрителя. Его задача (я тоже могу перейти на пафос) — лечить души, образовывать, формировать смыслы. Но нужно, чтобы люди в него как минимум ходили.
— Как вы видите развитие этой ситуации?
— Кирилл Серебренников встретится с труппой, расскажет им о своих взглядах. Мне кажется, люди, интересующиеся театром, помнят, как принимали Карбаускиса в Театр Маяковского — он ни одного человека не уволил. Как принимали Евгения Писарева в Театр Пушкина или Табакова в МХТ. Это живой процесс. В Москве 88 государственных театров. Не хочется в одном из них работать? Департамент подыщет тебе работу в других. Мне кажется, все найдут свое место.
Театр Гоголя — классический репертуарный театр, шесть дней в неделю он должен давать спектакли — и будет давать. И взрослые, и детские, и любые другие. Что, у Серебренникова в кармане, как у какого-то шарманщика, кукловода, есть труппа другая? Да будут они работать, кто-то будет востребован, кто-то нет. У любого художественного руководителя есть люди, которые задействованы в спектакле, — и есть те, кто не задействован. Принцип театра разрушить невозможно.
— Я слышал, что некоторые чиновники в московском правительстве говорят, что очень многое возлагается на неформалов, типа Капков много общается с хипстерами, Москва же живет другими проблемами…
— Город очень большой и является живым организмом, городу нужны новые городские профессионалы. И они есть — это люди, получающие высокую рыночную зарплату, платящие налоги, причем они могут работать как в бюджетных организациях, так и в частном бизнесе. Они берут ипотеку, кредиты на машину, выезжают за границу. Они получают много информации, у них есть представления о городе и есть требования к городу. Эти люди являются движущей силой города.
А культура — это прежде всего отношения между людьми. Мы акцентируем внимание именно на новых городских профессионалах. Людях, которые создают смыслы и развивают город. Если бы я работал в социалке, у меня, наверное, был бы другой круг общения.
Беседовал Игорь Шулинский
Фото Григория Поляковского