Мир без законов
О призрачной жизни и объявленной смерти арт-рынка весной не говорил только ленивый. Наступила осень: открываются галереи, ярмарка «АРТ Москва», которая лишилась самых старых участников, но на которой все равно будут что-то продавать-покупать, а затем подводить блестящие итоги.
Хороший художник — мертвый художник: дело сделал, ни во что не вмешивается, число работ ограничено навсегда. Разумеется, не всякий мертвый, а отдавший жизнь искусству, с правильной карьерой, хорошо бы — воспитавший наследников или сотрудничавший с солидной галереей, которые способны отследить подлинность работ. Идеальная карьера художника начинается с того, что его заметили — другой художник, критик, куратор, галерист, коллекционер.
Работы пока недороги — но покупать их рискованно: неясно, довольно ли у человека ресурсов, чтобы работать, развиваться, оставаться интересным. Всякий язык — в том числе и художественный — понятнее согражданам: значительная часть карьеры, покупок обычно совершается внутри родной страны. Выход за ее пределы: приглашения на музейные выставки, в престижные галереи — поднимает цены. Особенно если работы начинают приобретать солидные коллекционеры, в том числе — музеи, которые выступают в роли арбитров (к отечественным не относится). Каталоги, книги, исследования подтверждают непреходящую ценность. Аукционы закрепляют цены реальные. Впереди — персональные музейные выставки — Помпиду, Гуггенхайм. Жизнь удалась.
Хорошо, чтобы побольше работ попало в музеи — тогда рынок будет вежливо подниматься при каждом появлении. У интереса к художнику есть очевидные циклы, и временная потеря внимания часто случается уже в следующем поколении, которому творчество недавней звезды кажется неактуальным. Этот момент опытный коллекционер переживает легко, неопытный может начать продавать, обрушив цену — на время. Значительные художники со временем дорожают. Переоценка происходит реже, чем кажется, — слишком много людей задействовано в поисках таланта, проскочить удается редко. Заговоры тоже редки: невозможно скрепить разнонаправленные интересы чем-нибудь, кроме восхищения талантом. Но чудеса случаются — законов в художественном мире нет.
В качестве иллюстрации использована работа AES F The Feast of Trimalchio, 2009