Евгений Гришковец: «Понятие счастья неуместно»
— Последнее время вы все больше занимались литературой, съемками фильма. Что подвигло вас на новый спектакль?
— Перед предыдущим спектаклем перерыв был почти восемь лет, сейчас — три года. Съемки фильма не отвлекали меня, я просто потихонечку работал. В моей творческой жизни не бывает затишья. Есть замысел фильма — работаю над фильмом. Есть замысел книги — работаю над книгой. Есть замысел спектакля — делаю спектакль.
— Каков же замысел предстоящей премьеры?
— Пожалуй, это будет первый спектакль-сообщение на некую, на мой взгляд, актуальную тему. На тему «прощания с бумагой». Спектакль так и называется. Я пытаюсь осознать тот факт, что сейчас, в нашем времени, мы расстаемся с бумагой как с неким образом жизни. Это грустно. Но спектакль не о грусти по исчезающей книге, а о грусти расставания с тем, что является частью нашей жизни. С тем, что мы считали неизменным и вечным не только для себя, но и для поколений, которые жили до нас. И я разбираю этот феномен. Пытаюсь понять, что исчезает из нашей жизни с уходом бумаги. К примеру, наши дети будут людьми без почерка. А в какую форму превратится книга — мы не знаем. Пока электронные книги и компьютеры изображают книгу, имитируют ее. Но когда исчезнет бумажная книга, сам текст начнет меняться.
— Структура и стилистика?
— Разумеется. Но я не говорю, что это плохо. Просто так будет. И еще я вижу, что человек современный начал отказываться от пользования собственной памятью. Человек не помнит номера телефонов, дни рождения друзей, адреса. Ему это не нужно: у него есть неограниченный объем памяти в виде электронного устройства, которое помещается в кармане. Поэтому факт, интересующий меня как художника, заключается в том, что сейчас мы что-то утрачиваем навсегда и не можем пока этого осознать.
— Счастливые люди, жившие, когда все это еще было?
— Не думаю. Здесь понятие счастья неуместно. Нам кажется, что наша жизнь была богаче в связи с этим. Нашим детям так не кажется. Герой моего спектакля понимает, что запутался, что держится за свои бумажки, книжечки, записочки. Но при этом он уже не может жить без мобильного телефона и мобильного интернета.
— Кто помогал вам в работе над спектаклем?
— Те люди, которые чем-то сильно увлечены. Историей почты, историей письменности, историей криминалистики. Они открывали для меня какие-то удивительные страницы не только своими знаниями, но и преданностью любимому делу.
— Почему вы не снимаете свои спектакли на видео?
— Зимой мы будем снимать «+1». А ответ на вопрос «почему?» — очень простой. У меня нет денег на это. Раньше деньги на это выделялись и потом каким-то образом возвращались назад. Диски продавались, и это в некоторой степени окупало затраты. Сейчас же затраты на создание такого диска не вернутся. Даже не окупится его производство. Но мы все равно будем снимать спектакли. Существует следующий способ: люди покупают спектакль заранее, как бы инвестируя деньги на его запись. Как только деньги будут собраны, мы сразу же издадим этот спектакль. Диски появятся в феврале или в марте.