Марина Лошак: «Всю эту махину нужно как-то очеловечить»
— Вы получили большое хозяйство. И что теперь происходит?
— Занимаемся ребрендингом, пытаемся как-то профилировать площадки. Потому что они все мертвые. И Новый Манеж, и «Рабочий и колхозница» — совсем мертвые! Но с большим потенциалом. И Большой Манеж, несмотря на его уродливое воскрешение, — это роскошное место, потрясающе расположенное, с очень красивым главным пространством. Ну вот, всю эту махину нужно как-то очеловечить.
— Мне один чиновник сказал, что у вас вряд ли получится, например, там, наверху, захотят экспозицию ко Дню ВМФ…
— У нас уже образовалось такое огромное количество отказов — представить невозможно. Но в этом году здесь еще осуществляются проекты, которые были подписаны до нас. Мы знаем их заранее, например, мы делаем выставку, посвященную 100-летию ВВС, по указу Путина, но я не думаю, что Путину принципиально, будет ли она проходить у нас. Есть Гостиный Двор, надо находить пространства…
— Будете противостоять ВВС?
— Противостоим как самураи. С кем-то судимся, кому-то даже выплачиваем деньги за неслучившиеся проекты, но не всегда это возможно. Мы никого не обижаем, мы хотим, чтобы в центре Москвы, в самом главном выставочном зале, были выставки, соответствующие амбициям людей, которые бьют себя в грудь и говорят, что это великая страна.
— И какие планы?
— Раз в два года мы отдаем Большой Манеж и Новый Манеж под Московскую биеннале современного искусства. Следующий год, когда нет биеннале, мы делаем некий сопоставимый по значимости проект, приглашая крупного западного (или не западного) куратора. В 2014 году это будет Жан-Юбер Мартен. Будет много инсталляций. Будет Даниэль Бюрен, который очень хорошо умеет работать с городским пространством, будет совершенно прекрасный Стефан Балкенхолл. Мы договариваемся о большом проекте Аёй Кусамы, который был в Центре Помпиду, делаем Питера Дойга, соединяя его с историей русского символизма, поскольку это все единый процесс. Потом Бэнкси… Мы хотим, чтобы Бэнкси тоже вышел за пределы Манежа.
— А будут какие-то обучающие институции?
— Всем поручено параллельно помимо основной программы обеспечивать образовательную. У нас есть возможность и давать залы, и устраивать конференции — все в процессе… Я полтора месяца только работаю, и мы уже открыли 20 сентября выставку Сергея Параджанова в Новом Манеже, в Большом на этой неделе — Трилогия АЕS+F. Вы же понимаете, насколько это нереально!