Ольга Свиблова: «Я за то, чтобы мужчины были на главных местах»
26 сентября 2012
3 мин
Директор ММАМ/МДФ. Родилась в Москве.
— Если раньше москвичкой можно было стать по праву прописки, то каковы критерии сейчас?
—Глобализация — не пустое слово. Города, которые мы называем столичными — Москва, Париж, Лондон, Берлин, Нью-Йорк, — обладают общими темпоритмическими параметрами, энергетическим напряжением среды. В этой среде не каждый выживает. Сегодня москвички — женщины, способные жить в этом бешеном напряжении. Неважно, сколько им лет, как они одеты и чем занимаются — наукой, образованием, медициной, культурой. Они строят жизнь под себя, вливаясь в безумный ритм столичных городов.
— Москвички на общем фоне выделяются?
— Москвички напряженно работают, но остаются женщинами. Им не присущ феминизм, который обычно сопровождает активных женщин других мегаполисов. И это понятно. В Европе работающая женщина — это норма последних двух поколений. В России революция 1917 года, по крайней мере, декларировала равные права с мужчинами.
— При этом москвичка ждет, что мужчина подержит ей дверь?
— Ждет! Я, когда попадаю в Нью-Йорк, чувствую себя неуютно. Я привыкла, что, если я с чемоданами, мне все-таки дверь откроют. При этом москвички скорее сами все разрулят, но постараются остаться в тени мужчин, помогая им ощущать себя главными. Москвички сильные, может, поэтому у них нет гордыни. Они не стремятся доминировать над мужчинами. И мне близка эта позиция. Я за то, чтобы мужчины были на главных местах: президент, директор.
— Москва недавно стала делать вид, что она — тоже мировая столица. Это повлияло на ее представительниц?
— Это иллюзия, что Москва не была столицей и в ней нельзя было быть свободной. Я не чувствовала себя несвободной — ни в школе, ни в застойные брежневские времена. Свобода дается не социальным строем и не городом, где ты живешь. А через образование, жизненный опыт. В 1991-м, когда все хотели уехать, условием моего брака с французским мужем было то, что я никуда не уеду из Москвы. Мне здесь нравится. Мне нужно свое место силы. Для меня это Москва.
Василий Церетели, художник, исполнительный директор ММСИ
Я считаю, что Ольга Свиблова — уникальный человек. Ей равных нет. Благодаря Ольге в нашей стране узнали и полюбили фотографию, она открыла ее как искусство. Московский Дом фотографии ее стараниями перерос в «Мультимедиа Арт Музей», первый российский музей, специализирующийся в области фотографии. Она смогла не только внутри страны пропагандировать фотографию, но и за пределами России. На биеннале в Венеции собрала небывалое количество прессы. А какие выставки она сделала в Базеле и Лондоне! Она просто очень талантливый организатор. И то, что она женщина, в ее профессии только помогает.