Классика: оперные дивы в Москве
Еще не так давно Москва имела репутацию города, куда приезжают оперные дивы на закате своих карьер, — набитый деньгами и людьми город казался крайне невзыскательным и нетребовательным, а публика с удовольствием рукоплескала тем, чьи имена были на слуху за двадцать-тридцать лет до этого. Последние десять лет все резко изменилось — и пусть оперной столицей Москву можно назвать с очень большой натяжкой, но самые свежие и актуальные голоса мира мы получаем практически без опо- зданий. Но это совершенно не значит, что мы позабыли прежних кумиров — поэтому приезд практически в одновременности двух великих негритянских див прошлого, Джесси Норман и Барбары Хендрикс, — тому доказательство.
20 октября, 19:00
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Обе будут петь джаз — это тот жанр, в котором вольготно себя чувствуют натруженные и чуть поблекшие оперные голоса после стольких лет карьеры. Впрочем, в отношении обеих примадонн можно сказать, что они его пели всегда. Хендрикс — вперемежку с Моцартом, который был ее козырной картой в 80-е, когда ее обожали Караян и Бернстайн, а также с немецкой камерной лирикой, Шубертом и Шуманом, которые так хорошо ложились на ее легкий, светлый голос. Норман уделяла джазу ровно такое же внимание, как и Моцарту, спиричуэлс, блюзу, Вагнеру, Рихарду Штраусу, Верди, Берлиозу, Малеру, Шуберту, Стравинскому и десяткам других авторов — она была и остается, наверное, самой всеядной из оперных див, о чем свидетельствует ее богатая дискография, и, что самое удивительное, ее матовое, темного отлива сопрано звучит прекрасно что в моцартовских операх, что в классических джазовых стандартах — хотя между ними стилистическая пропасть. Обе дивы поступают с публикой благородно — они не будут вспоминать молодость и делать вид, что над ними не властны годы, — они будут петь ту музыку, которая им приятна и легка и которая сохраняет нетронутыми их сценическое обаяние и легендарный шарм — и они это полностью заслужили.