Дарья Жукова: «Общество стало открытым для современного искусства» | Арт | Time Out

Дарья Жукова: «Общество стало открытым для современного искусства»

Фаина Балаховская   15 октября 2012
5 мин
Дарья Жукова: «Общество стало открытым для современного искусства»
В преддверии открытия нового павильона «Гаража» в Парке Горького его основательница рассказала, как пробудить интерес к современному искусству и что значит перевезти целую культурную институцию.

Переезд часто сравнивают с пожаром. Как отразился переезд на ваших планах — помог он или помешал?

— Проекты, подобные «Гаражу», делает значительными не оболочка или конкретное здание. Идеи и люди, которые направляют проект, — вот что важно. Действительно крупные институции динамичны. «Гараж» может существовать вне любых стен — он должен быть гибким. Мы всегда экспериментировали с проектами, которые привносят искусство в самые неожиданные пространства. Нам очень повезло, что мы имеем возможность работать в Парке Горького, — это одно из самых интересных общественных мест в Москве. С 1920-х годов парк был платформой для новых структур, павильонов и местом демонстрации всех форм современного искусства и дизайна. Мы только развиваем эту идею.

— Будет ли «Гараж» осваивать какие-то еще области деятельности, помимо выставочной, образовательной, издательской?

— У нас нет «готовой формулы» в том, что касается программ «Гаража», независимо от того, выставка ли это, просветительские лекции для взрослых и детей или книги, которые мы решили публиковать. После нашего переезда в 2013 году в основное здание («Времена года») мы планируем использовать павильон Центра как экспериментальное пространство для молодых художников.

— Старый «Гараж» был успешной площадкой, но вместе с тем самые громкие выставки были сделаны западными кураторами и посвящены западным художникам (за исключением выставки Кабакова, и то с оговоркой). Отечественные выглядели явно беднее. Планируете ли вы это изменить?

— Одна из целей «Гаража» — поддерживать талантливых российских художников и кураторов, и мы всегда старались создать платформу для репрезентации их идей в России и за рубежом. У нас было много проектов, в которых мы успешно представляли российских художников. Мы делаем эти проекты независимо от того, насколько они будут популярны, — привлекать тысячи посетителей для меня не так уж важно, а важно показать художника. Я также считаю, что показ больших международных выставок помогает вдохновлять новое поколение российских художников.

— У «Гаража» прежде не было конкурентов. Сейчас руководство Большим Манежем взяла на себя сильный куратор Марина Лошак. Не боитесь ли вы конкуренции?

— То, что московская арт-сцена растет, — потрясающе; замечательно, что некоторые из наиболее интересных разработок сосредоточены на современном искусстве и современных художниках. Я думаю, что рост новых институций позволит России
развиваться как крупной столице современного искусства. Десять лет назад я бы и подумать не могла, что это возможно.

— Помогает или мешает вам отдаленность от московской ситуации?

— Сейчас XXI век, когда работать можно везде, независимо от того, где ты находишься, — технологии и путешествия все очень облегчают. Я представляю свою работу как возведение мостов между идеями и людьми, создание проектов, которые актуальны сейчас. А для этого необходимо знать, что происходит в мире, поэтому для меня очень важны путешествия — они дают мне возможность увидеть все в перспективе. Московская команда «Гаража» высокопрофессиональна, и мы смотрим в одном направлении, поэтому отдаленность от Москвы для меня не проблема.

— Думаете ли вы в отдаленной, может быть, перспективе превратить «Гараж» в музей? Тем более что известно, что вы коллекционируете искусство.

— Сейчас у «Гаража» нет постоянной коллекции — мы предпочитаем динамичные программы выставок и других мероприятий, считая, что это более свежий способ представить произведения как можно большего количества художников и кураторов. Возможно, мы создадим коллекцию в будущем.

— Как вы планируете развивать пространство в Новой Голландии?

— Мы отреставрируем все исторические здания в Новой Голландии для создания крупного культурного центра, в который войдут музей, студия, театр и концертные площадки, магазины, офис и нежилые помещения. Мы также рассматриваем идею создания «инкубаторов», которые помогут начинающим компаниям генерировать идеи и творить, и мы надеемся поощрять сотрудничество между искусством, наукой и технологиями. Но проект в Новой Голландии очень масштабный и очень длительный. С 2011 года мы открыли остров для публики — с лужайками, кафе, летними программами, включающими резиденции для художников и другие разнообразные российские и международные проекты.

— Как и когда у вас пробудился интерес к современному искусству?

— Я начала серьезно интересоваться искусством, когда была подростком, и особенно увлеклась после двадцати. Период моего взросления в Калифорнии был по-настоящему вдохновенным, многие мои друзья были художниками, так что интуиция мне всегда подсказывала, что искусство станет большой частью моей жизни.

— Изменилось ли с тех пор ваше отношение к тому, что вы делаете?

— Мне всегда больше всего хотелось создать по-настоящему интернациональное место в Москве, такое, где можно было бы представить разнообразие современной культуры в современном мире. Я хотела показать здесь международных художников и кураторов, создать площадку для современных русских художников. Я думаю, что эта миссия актуальна как никогда, и мои намерения неизменны. Но сейчас я лучше, чем когда-либо, понимаю, что не менее важно умение быстро реагировать на самые актуальные течения в культурной среде — как в России, так и на международном уровне. Современная культура постоянно меняется и развивается, и для нас жизненно важна разработка динамичной программы, отражающей эти изменения и развивающей новое мышление.

— Изменилось ли в последние годы отношение к современному искусству в нашем обществе?

— В последнее время в России произошли удивительные трансформации, в том числе изменилось отношение к современному искусству и культуре. Я отчетливо чувствую, что общество стало более открытым для современного искусства и менее подозрительным в отношении него. Надеюсь, что «Гараж» тоже сыграл в этом свою роль. Мне нравится думать, что, возможно, за время нашего существования мы сподвигли людей, которым никогда в жизни не пришло бы в голову посетить галерею современного искусства, на поход в «Гараж». А Парк Горького даст нам возможность общения с новой аудиторией.