Битвы примадонн
Музыкальный сезон 4 сентября в Концертном зале им. Чайковского начинается с настоящего блокбастера — лирической оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» с участием итальянских звезд: сопрано Патриции Чьофи и меццо-сопрано Анны Бонитатибус.
Один мой знакомый ехидно сравнивал оперы в концертном исполнении с сексом по телефону. Сравнение обидное, но справедливое: когда перед глазами разворачивается не полноценный спектакль с костюмами, декорациями и постановочным светом, а его гораздо более скромный концертный вариант, то это действительно напоминает виртуальные занятия любовью — приходится дорисовывать и досочинять то, чего на самом деле нет.
И тем не менее факт остается фактом: концертные версии классических опер, которых за последние три года в Москве приключилось больше дюжины, пользуются сногсшибательной популярностью. Билеты разлетаются вмиг, в зале интеллектуальная молодежь соседствует с консерваторскими старушками-завсегдатаями, а овации напоминают стадионные. Причиной тому не только профессиональная беспомощность — назовем вещи своими именами — государственных музыкальных театров, которые воюют с нафталиновым советским прошлым и не могут встроиться в модерновое европейское будущее, но и удобный в экономическом отношении формат концертного исполнения.
Не надо тратить миллионы рублей на декорации и костюмы. Не надо месяцами работать над макетами, устраивать бесконечные спевки, прогоны и примерки. В концертном варианте опера делается за пять, ну, за шесть дней. Причем именно для такого рода мероприятий можно собрать высококлассный международный состав исполнителей. В то время как государственные театры обязаны занимать штатных солистов, здесь можно сделать ставку на звезд с интернациональной репутацией, которые уже раньше пели свои партии и которым нужно от силы пару дней, чтобы обновить их для Москвы.
Новый проект — одна из самых мелодичных опер Беллини «Капулетти и Монтекки» — из реквизита потребует разве что пару бутафорских кинжалов, ну и бутылочку с жидкостью, выпив которую Джульетта засыпает намертво, чтобы потом не вовремя проснуться. Но и это необязательно. Главный аттракцион в том, что обе главные партии отданы женским голосам, причем голоса должны быть высочайшей пробы. Беллини, имея в 1830 году в своем распоряжении сразу двух примадонн, не мог не использовать эту ситуацию — с незапамятных времен женские бои в опере были коронным развлечением для публики. Но если композиторы до и после Беллини часто противопоставляли примадонн друг другу, то у хитроумного сицилийца большую часть времени они проводят друг у друга в объятиях, как и положено веронским любовникам. Патриции Чьофи и Анне Бонитатибус, у которых большой опыт совместной работы, друг к другу не привыкать. А это значит, что от слияния их красивейших голосов Москве обеспечены два часа настоящего оперного счастья, для которого не нужны ни декорации, ни костюмы.
«Орфей и Эвридика» Глюка
Январь 2006 года
Московский дебют Анны Бонитатибус при участии известных барочных певиц — Деборы Йорк и Лидии Тойшер. После героической арии овации заглушили оркестр.
«Золушка» Россини
Ноябрь 2006 года
Итальянская комедия в действии: за передвижениями героев по сцене не успевал даже дирижер Теодор Курентзис, артисты пересыпали итальянские речитативы русскими словами, публика гоготала.
«Дон Жуан» Моцарта
Июнь 2006 года
Восемь великолепных певцов — четверо англичан, американец, канадец, итальянец, немец и француз — превратили зал им. Чайковского в театр, носясь по сцене и залезая на портики.
«Лючия ди Ламмермур» Доницетти
Январь 2007 года
Сюжет обрел дополнительный трагизм из-за болезни примадонны Лоры Клейкомб. Все вышло идеально. Во время оваций Лора, не стесняясь, полоскала горло минералкой.
«Травиата» Верди
Октябрь 2007 года
Москву трудно удивить «Травиатой», но Патриции Чьофи удалось — она заставила всех поверить в неизлечимую болезнь героини и сумела умереть на сцене так, что из зала выходили, отирая слезы.