Фестиваль «Дягилев. P.S.»
Фестиваль «Дягилев. P.S.» традиционно привозит на брега Невы тех хореографов, что поражают публику так же, как авторы дягилевской антрепризы. В этом году это Джон Ноймайер и его Гамбургский балет: на сцене Михайловского театра покажут «Даму с камелиями» и большой концерт. «Даме с камелиями» сорок лет — но краски ее ничуть не стерлись. Аляповатые краски «театра в театре» в первом акте, где младой Арман Дюваль вместе с дамой полусвета Маргаритой Готье смотрит спектакль о несчастливой love story. Тонны пудры, преувеличенно накрашенные губы, пошло-соблазнительные жесты — все то, чем боится стать Маргарита, самозабвенно влюбившаяся в Армана. И, собственно, когда надутый отец героя приходит к ней с требованием отказаться от идеи брака с «его мальчиком», Маргарита уступает именно потому, что боится стать похожей на раскрашенную актриску. Но это — в конце второго акта. До того — знакомство, узнавание, блаженное первое свидание; затем залитое белым солнцем пространство, легкие стулья на пленэре, вальс и это вот ощущение, что бывает лишь счастливым летом: это солнце никогда не кончится. А в третьем акте — осень, печаль, предчувствие смерти от чахотки. Здесь все танцы — во власти вечной меланхолии Шопена, и не заплачет в финале лишь самая жестокосердечная зрительница. Причем вне зависимости от того, кто будет исполнять главную роль: живой пламень Диана Вишнева (в первый день) или гамбургская прима Элен Буше (питомица французской школы, у которой Маргарита кажется слегка помешанной на самоконтроле).
Но гамбургский балет — это не только «Дама с камелиями». В концерте под названием «Ноймайер без границ» собраны отрывки из других спектаклей великого хореографа — рядом и «Лилиом» про любовь в эпоху Великой депрессии, и «Щелкунчик», действие которого перенесено в балетный театр (заснувшая героиня попадает за кулисы вместо царства сладостей), и «Смерть в Венеции», где герой-балетмейстер не в силах оторвать взгляда от стоп парня на пляже. Жизнерадостный «Yondering», поставленный для выпускников гамбургской балетной школы (мотив — предвкушение великих успехов), страдальческий и нежный дуэт Кости Треплева и Нины Заречной из «Чайки». И если вы уж выбрались в Питер на эти дни, то в свободный день меж «Дамой с камелиями» и концертом стоит зайти в Музей театрального и музыкального искусства — там проходит выставка из личной коллекции Ноймайера, который собирает все связанное с дягилевской антрепризой; привезли живопись, графику и скульптуру, в том числе работы Кокто, Климта и Вацлава Нижинского.