Энди и Лана Вачовски: «Мы заложили дома, чтобы снять этот фильм»
— Вы сами-то верите в реинкарнацию?
— Лана: Знаете, дело не в реинкарнации, а в вере как таковой. «Облачный атлас» пронизывает идеяо том, что вера, убеждения помогают наполнять жизнь значением. Я бы не стала сводить это к какой-то конкретной секулярной, религиозной системе. Речь именно о вере во что-то, что больше, важнее тебя самого, твоей телесной оболочки, но может при этом придавать тебе силу, чтобы жить, — а не о верованиях.
— Энди: Лана права. Мы бы не хотели, чтобы идея реинкарнации казалась единственной и самой главной в «Облачном атласе». Потому что герои перерождаются здесь не только между историями, но и внутри каждой из них — скажем, персонаж Тома Хэнкса в новелле о будущем, пастух Захари, перерождается, встретив героиню Холли Берри, ему приходится переосмыслить и переломить себя, измениться.
— Фильм довольно радикален в своей амбициозности. Вы осознавали риск не оправдать эти амбиции?
— Энди: Мы чувствуем его все время, до сих пор — даже сейчас. Нам пришлось очень поволноваться на стадии поисков финансирования, а теперь приходится волноваться за прокат кино. Переговоры по продаже фильма прокатчикам идут очень тяжело — даже посмотрев фильм, многие опасаются за него браться.
— Лана: То же было и с актерами. Многие, кому мы предлагали роли, отказались, не пожелав рисковать. Так что те, кто все-таки согласились на наш проект, достойны всяческих похвал — им ведь приходилось играть по пять-шесть ролей каждому, представать в неожиданном, даже возмутительном виде.
— Был момент, когда вы были готовы все бросить?
— Энди: Постоянно! (Смеется.) Но хуже всего было в тот день, когда Холли Берри сломала ногу. Это был тяжелый перелом — в пяти или шести местах, и она совсем не могла сниматься какое-то время. Задача все-таки уложиться в график стала казаться невыполнимой. Но при поддержке и вере всех причастных — группы, актеров — нам удалось его перелопатить так, чтобы съемки не прекращались. Считайте, что мы его реинкарнировали.
— Вас самих изменил «Облачный атлас»?
— Энди: Вы даже не представляете как. Это настоящая реинкарнация (смеется).
— Лана: Мы дома заложили, чтобы его снять!
— Энди: Да, и это тоже. Но главное, чему нас научил «Атлас», — это товариществу. Если бы не Том Тыквер, этого фильма попросту не было бы. Когда мы падали духом, он был тут как тут, заведенный, как чирлидерша. Фильм стал настоящим продуктом командной работы.
— А как вы делили обязанности на съемках?
— Лана: Понимаете, режиссура съемками не ограничивается. Мы работали над фильмом четыре года, а снимали всего три месяца. Да, три эпизода снял он, три эпизода — мы. Но тут мы просто руководствовались логистикой, доступностью тех или иных локаций. Но написан и смонтирован фильм от первой до последней минуты всеми нами троими.