За последние 10-12 лет уже более 50 тысяч россиян прошли обучение в парусных школах и теперь обладают «корочками», дающими им возможность самостоятельно брать яхты в чартер.
Одними прогулками дело не ограничивается. Дилеры зарубежных яхтенных верфей на выставках удивляются — почему почти каждый русский визитер считает своим долгом поинтересоваться, каковы их яхты в гонках? В Европе гонками увлекаются максимум 5% из общего числа яхтсменов. У нас же — ровно наоборот. Скажем, только что закончившуюся регату Marmaris International Race Week можно считать неофициальным чемпионатом России по крейсерским парусным гонкам — настолько велико количество гоняющихся там российских экипажей.
Что такое регата
Сегодня традиционный формат любительской регаты — это неделя гонок. Обычно они проходят от воскресенья до воскресенья, а субботний день уходит на приемку лодок у чартерной компании, размещение, закупку провианта, тренировки (если кто успеет). Как правило, судьи и организаторы регат стараются провести и сравнительно короткие (например, петлевые), и длинные (маршрутные) гонки так, чтобы гоняющийся флот смог посетить несколько близлежащих марин и в последний день регаты вернуться в точку старта. Организаторы любительских регат стараются подобрать флот однотипных яхт, чтобы не мучиться с пересчетом результатов по гандикапу. Если яхт одного типа у чартерной компании не хватает, то участники могут быть разбиты на два (или даже три) дивизиона — по числу типов яхт. Обычно в практике любительских регат исключаются ночные гонки, а типичное расписание примерно таково: выход в море — около 11 часов утра, старт — в 12 дня и приход в марину вблизи места финиша около 19 часов (тут, впрочем, как дуть будет).
Как стать матросом
Как правило, организаторы регаты предоставляют участникам яхты с наемными капитанами, достаточно достаточно опытными людьми, работающими на регате за зарплату. Они принимают лодки у чартерной компании, управляют яхтами в течение всей регаты, определяют весь ритм и распорядок жизни на борту. От остальных членов экипажа требуется только одно — точно и своевременно выполнять капитанские команды. Конечно, хорошо, если вы до этого уже были на яхте, а коли нет? Как же понимать терминологию, все эти спинакер-брасы и прочие оттяжки грота-гика? Вариант первый — посетить семинар, который перед гонками про водят многие из организаторов. Вариант второй — купить яхтенную литературу или посетить яхтенный сайт с описанием терминологии и теории. Вариант третий — наиболее грамотные капитаны стараются устраивать своим экипажам ликбез сразу после приемки яхты у чартерной компании. Вариант четвертый, самый основательный: можно начать учиться в Москве. Курс состоит из теоретической (месяц) и практической (неделя) частей, по окончании нужно пройти тест на знание устройства яхты и ее основных узлов, принципов движения судна и навигации, метеорологии, радиосвязи, вязания узлов, международных правил предупреждения столкновений и прочих премудростей. Как ни удивительно, в Москве еще есть шанс пройти практику. В парусной школе «7 ЯХТ» (nationalclass.ru) обещают проводить занятия на Пироговском водохранилище для морозостойких яхтсменов, пока не встанет лед.
Что нужно иметь с собой
Это вопрос, ответ на который зависит от региона и времени года. Раз на раз не приходится — одну регату вы можете провести исключительно в купальных костюмах (днем), на следующий же год в этих же краях потребуется непромоканец с теплой подстежкой. Как минимум следует иметь удобную палубную обувь (лучше всего специализированную, так называемые «топсайдеры», но можно и кроссовки на светлой нескользящей подошве), специализированные яхтенные перчатки, не позволяющие повредить руки тросами, плотный свитер, куртку-ветровку. Остальное (включая упомянутый непромокай) — по ожидаемой погоде.
Каков бюджет мероприятия
Общая стоимость участия складывается из цены авиабилетов и трансфера, цены, назначенной организаторами (в нее входят аренда яхты, зарплата капитана, прибыль организаторов, и еще может добавляться стоимость какой-нибудь особенной вечерней программы). Дополнительно следует подумать о питании и, возможно, о съеме отеля в отдельные дни (если постоянные ночевки в небольших яхтенных каютах кажутся кому-то утомительными). Стоимость участия в регатах может различаться на порядок. Минимум — 300–400 евро, но большинство предложений колеблется в районе 700 евро с человека и выше.
С кем пойти на регату
Большая часть регат проходит на Средиземном море: там развита яхтенная инфраструктура.
Регата «Дед Мороз-2013» cruc.ru
Организатор: Крейсерский клуб
Где: Турция, местечко Орхание
Когда: 2–9 января 2013
Регата «201 Миля» yachtingacademy.ru
Организатор: Парусная академия
Где: Хорватия, Биоград
Когда: 29 марта–6 апреля 2013
Регата Pelican Cup pelicancup.ru
Организатор: Клуб «Пеликан»
Где: Хорватия, Биоград
Когда: 4–11 мая 2013
Парусный фестиваль «Чайка-Марти» sunnysail.ru
Организатор: Ассоциация «Яхтинг-РТ»
Где: Турция, Марти-Марина
Когда: 4–11 мая 2013
Яхтенная регата Тоскана – Корсика sea-wind.ru
Организатор: Яхтенная ассоциация «Морской ветер»
Где: Италия, Тоскана
Когда: 4–11 мая 2013
Регата «45 футов» 45ft.ru
Организатор: Expert-Marine
Где: Хорватия, Биоград
Когда: 25 мая-1 июня 2013